Необычный старорусский обычай, заменявший поход в баню

Подготовка к купанию

Печь, как правило, затапливали с утра. В ней готовили и держали еду, которая в течение дня сохранялась теплой, пекли пироги. С утра же в печь ставили большой чугун с водой для мытья и поменьше со щелоком — залитой водой золой. Заранее могли приготовить целебные отвары – травы просто опускали в чугун в водой.

Непосредственно подготовка к мытью начиналась вечером. Из печи вынимали все, кроме чугунов с водой и щелоком. Золу выгребали, устье и стенки обметали от сажи, насколько это было возможно сделать, потому как мыться в русской печи приходилось в прямом значении этого слова. При этом заранее проверяли готовность ее, бросая внутрь горсть муки: если последняя не загоралась, можно было приступать к купанию. Затем закрывали заслонки, основание, выстилали досками или соломой. В редких случаях в печь ставили корыто – тогда мыться можно было основательно, не боясь, что вода прольется на пол.

Особое внимание уделялось устью, через которое человек попадал в печь: стенки его очищались от копоти, а поверх соломы или дощечек бросали самотканый половик

В печь, затем под венец

Рассказывая о том, как мыться в русской печи и кто это обычно делал, нельзя не упомянуть об обычае, связанном со свадьбой. Вечером накануне того дня, как надо было идти к венцу, невесте и жениху устраивали парилку. В доме каждого из них топили печь – чем жарче, тем прочнее должна была быть жизнь новой семьи. Также готовили небольшие веники, а также по жбану кваса для невесты и пива для жениха. В эти напитки молодые опускали веники и обрызгивали ими стенки печи. Это помогало распарить и очистить кожу, сделать ее мягкой и белой.

Для невесты мытье в печи отчего дома наполнялось еще одним смыслом: она прощалась с родным очагом и отправлялась под покровительство мужа.

Таким образом, рассказ о том, как мылись в русской печи – на фото это выглядит весьма забавно — имеет историческую основу и в какой-то мере объясняет неунывающий характер русского человека.

Календарь праздников и языческих ритуалов

  • 1 января — день Ильи Муромца.
  • 12 января — День похищений.
  • 18 января — Интра.
  • 21 января — Просинец.
  • 10 февраля — День Домового.
  • 16 февраля — Починки.
  • 18 февраля — Троян Зимний.
  • 24 февраля — Великий Велесов День.
  • 1 марта — День Марены.
  • 20 марта — Масленица – популярный до сих пор весенний праздник.
  • 16 апреля — именины Водяного.
  • 30 апреля — Родоница.
  • 6 мая — День Даждьбога.
  • 22 мая — День Земли.
  • 4 июня — Троян.
  • 21 июня — Рождение Перуна.
  • 7 июля — праздник Купалы.
  • 12 июля — День Велеса.
  • 2 августа — Перунов День.
  • 21 августа — День Стрибога.
  • 14 сентября — славянский Новый год.
  • 21 сентября — Род и Роженица.
  • 22 сентября — праздник Лады.
  • 4 октября — День Сварога.
  • 14 октября — Покров.
  • 10 ноября — День Макоши.
  • 14 декабря — Наумов День.
  • 22 декабря — день зимнего солнцестояния.
  • 25 декабря — Коляда.

Ритуалы славян вызывают интерес и в современном обществе, так как каждый ритуал нес в себе смысл и глубокую тайну взаимодействия земного и духовного миров. Многих традиций люди придерживаются и до сих пор, не осознавая их значение. Но за каждым из них стоит мудрость и знания предков, передающихся из поколения в поколение.

Венчание

Венчание пошло от слова «венок», который одевают на головы жениха и невесты в храмах богов Лады или Сварога. Обряд проводился на природе осенью или весной и в обязательном присутствии волхва.

Жених и невеста во время обряда обменивались кольцами или поясами (перепоясывали друг друга). После чего муж покрывал новоиспечённую жену подолом своего плаща в знак защиты и покровительства. Затем волхвы обводили молодых вокруг Священного Древа или родового столба и громко объявляли гостям, что пара теперь муж и жена.

Во время обряда славят богов:

  • Ладу для счастья и любви в семейной жизни.
  • Велеса для состоятельности будущей семьи в материальном плане.
  • Сварога, как закрепляющего брак на небесах.
  • Роду для потомства молодых.
  • Макоше – богине Судеб.

Традиционная русская баня

В старину русская баня представляла собой образец минимализма и эргономичности. Если говорить о частных банях, то обычно это был деревянный сруб с одним небольшим окошком, расположенным под самым потолком. Зазоры и щели между бревнами конопатили мхом и древесной смолой: таким образом достигалась относительная герметичность и теплоизоляция помещения. Угол бани занимала большая печь-каменка, которая и была главным элементом интерьера парилки. Сверху на печи были сложены камни, позволяющие дольше удерживать нужный уровень температуры.

(Банька часто топящаяся по черному внутри)

В помещении бани обязательно стояла бочка или чан, наполненные водой. После того как камни накалялись, огонь в печи тушили, а раскаленные камни начинали поливать водой, используя для этого специальные деревянные ковши. Вдоль одной из стен бани на разной высоте были расположены несколько полок, выбирая одну из которых можно было варьировать желаемую температуру воздуха. На верхней полке решались париться только самые опытные и выносливые парильщики, так как температура под потолком могла достигать 100 ˚С.

Баню обычно строили неподалеку от водоемов, после парилки люди нагишом выбегали наружу и бросались в воду, наиболее ощутимый эффект при этом достигался в зимний период благодаря большей разнице температур. Если возможности поставить баню рядом с естественным водоемом не было, то купание заменяли обливанием холодной водой из колодца. Первые русские бани строились исключительно из бревен, причем каждый сорт дерева источал особый аромат, придававший банным процедурам особую прелесть.

История появления древнерусской печи

Первые отопительные сооружения, ставшие прообразом русских печей, возникли около четырех тысяч лет назад. Люди догадались, что постоянно оберегаемый ими огонь можно спрятать под крышу, чтобы сохранить его как можно дольше.

Старая русская печь

Древние славяне были мастерами в постройке печных сооружений, о чем свидетельствуют находки курного очага. Он отличен тем, что не имеет дымовой трубы. Весь дым, образуемый в процессе топки, выходил в комнату. Такой способ растопки очага назывался “чёрным”. Отсюда и пошло выражение “топить по-чёрному”, т.е. не выпуская дым через трубу.

Ближе к 15 веку курные печи обзавелись дымоходами, которые стали называть “дымницы”. Они сооружались из плотных древесных материалов, но это было небезопасно: от летящих вверх искр часто происходили возгорания.

Русская печь “по-черному”

Со временем русская печь пережила ряд перевоплощений: стали появляться новые конструкции и формы, печные изразцы стали приобретать более художественный характер, становясь частью интерьера, изменились способы отделки: рельефные изразцы заменили гладкими расписными, на голландский манер изразцами. Эта новая техника позволяла значительно экономить время постройки.

Русские банные традиции и обычаи

Баню на Руси традиционно было принято топить по субботам, по этой причине субботу называли банным днем. В домашних банях парились совместно всей семьей: женщины парились вместе с мужчинами, и это не считалось чем-то предосудительным. Основное отличие общественных бань заключалось в том, что мужчины занимали одну половину помещения, а женщины другую. Разделение бань на женские и мужские началось с 1743 года, именно тогда специальным указом мужчинам старше 7 лет было запрещено входить в женскую баню, а женщинам — в мужскую.

(Банька топится по-черному)

В русской культуре баня имеет большое значение, на протяжении веков она была тесно сопряжена со многими другими традициями и обычаями. Так, например, баню было принято посещать накануне венчания, а также на следующий день после свадьбы.

Русская баня играла важную роль в народной медицине, она считалась надежным, а часто и единственным средством против многих хворей и недугов. В связи с этим на Руси бытовала общеизвестная поговорка: “Помылся — будто заново родился!” В старинные времена даже считалось, что если больному не помогла парилка, то ему вряд ли помогут другие методы врачевания.

Защита ребенка

Славяне считали, что новорождённый ребёнок находится на границе мира Яви, поэтому сразу же после его появления на свет, ведающие заговаривали младенца от болезней и злой сверхъестественной силы. Этот обряд проводился с помощью огня, которым обносили новорождённого, и чистой родниковой воды, которой брызгали на малыша в конце.

До достижения годовалого возраста ребёнка, кроме родных, нельзя никому было видеть. Это уберегало младенца от сглазов и порчи. В случаях, когда ребенок рождался слабым или больным, проводился ритуал «перерождение»:

  1. волхв накрывал малыша корытом, предназначенным для стирки белья;
  2. небольшой хрупкий камень кидали на дно корыта так, чтобы он разбился;
  3. мать снимала с себя верхнюю одежду и оставалась в рубашке;
  4. ребенка доставали из-под корыта, раздевали догола и трижды продевали через ворот рубашки матери.

Дровяная печь РУСЬ ПАНОРАМА-22


Для парилок объема от 14 до 22 м3 мы предлагаем устанавливать современную дровяную печь элит класса Русь-Панорама 22 со встроенным парообразователем позволяющим регулировать влажность в парной, от известного Российского производителя печей Теплодар. Светопрозрачная экран-дверка с термостойкой защелкой, создает неповторимый эффект настоящего камина в вашей комнате отдыха. В стоимость указанную на сайте входит печь РУСЬ ПАНОРМАМ 22, бак для воды (объем указан в характеристиках на печь), дымоход с выходом в крышу, задвижка, зонтик, экран и все работы по установке.

Характеристики дровяной печи Русь-панорама 22:

  • Рекомендуемый объем парной для данной банной печи: 14-22 м3
  • Размеры печи: 928х380х584 мм
  • Масса печи: 59 кг
  • Масса камней: 95 кг
  • Вид топлива: дрова, брикеты
  • Закладка дров: из комнаты отдыха
  • Тип парогенератора: открытая каменка
  • Встроенный парообразователь: есть
  • Дымоход: диаметр 115 мм
  • Бак для горячей воды: 55 литров (возможна установка бака на 60,73 и 80 литров)
  • Стоимость данной дровяной печи с доставкой и установкой составляет 65 000 рублей (экран кирпич)72 000 рублей (экран сталь).
  • Установка печи через мансардный этаж 12 000 рублей

Как мыться в русской печи

Очень ярко описывает этот необычный для современного человека процесс Г. Успенский. В одном из своих очерков он вспоминает, как, вошедши в русскую избу, услышал из «закутанной», т.е. печки, сначала трепет и шуршание – как он потом поймет, это был веник – затем мужской крик. Баба открыла устье, и из него выбрался хозяин, напарившийся до изнеможения. Как правило, помывшийся сразу бежал в сени либо на улицу, где окатывал себя приготовленной заранее водой.

В принципе, эта сцена вполне объясняет, как раньше мылись в русской печи.

К фото стоит лишь добавить, что воду использовали очень экономно, иначе она залила бы всю избу. А так вода понемногу впитывалась в солому, в крайнем случае попадала на пол перед печкой.

Выбираться из устья нужно было осторожно, чтобы не испачкаться сажей. Но если даже это и происходило, проблема была решаема: перед печкой ставили большую лохань или корыто и обливались водой прямо в избе

Женщины, как правило, мылись с детьми, мужчины по одному или вдвоем.

После помывки из печи выгребали мокрую солому, убирали оставшуюся воду и просушивали жерло. На следующий день история могла повториться.

Пироги с визигой

Древнерусская кухня была очень экономна, из каждого продукта старались получить максимум пищи. Часто приходилось придумывать блюда из внутренностей, и даже из костей. Визига — это хорда рыб осетровых пород, то есть рыбий аналог позвоночника. Она выглядит как длинный шнур. После добычи из рыбы ее сушат, так получается полуфабрикат, который может долго храниться. Чаще всего визигу на Руси употребляли как начинку для пирогов, смешивая с рыбным фаршем, но были и другие рецепты. А в регионах рыболовецкого промысла визигу порой ели и так, вприкуску. Перед тем, как добавить в пироги, визигу нужно варить несколько часов, чтобы она стала совсем мягкой. Визига — это одна из самых полезных частей рыбы. В ней содержится очень мало калорий, но много полезных для человека минералов и витаминов. У многих могут возникнуть сомнения, но у визиги нежная текстура и приятный вкус, так что, возможно, забывать об этом продукте не стоит.

Очищение огнем

Любой обряд очищения у славян означал избавление от негатива – душевного и физического. Славяне верили, что при накоплении плохой энергетики страдало и физическое тело, поэтому в первую очередь такие обряды были направлены на избавление от плохих мыслей:

  • зависти;
  • похоти;
  • ненависти;
  • алчности и других.

Обряды очищения огнём проводили во время празднования:

  • Купала;
  • Хорса;
  • Ярила;
  • Трояна.

Самым сильным из обрядов считался проводимый в день Купала – день летнего солнцестояния усиливал все ритуалы, проводимые людьми. Прыжки через костёр означали очищение души, а хождение по углям – укрепление духа.

Устройство и принцип работы

Для растопки вентилируемой каменки используются обычные дрова. Однако, если ваш дом подсоединен к газовым магистралям, то при желании печку Русь можно укомплектовать газовой горелкой. Нагрев воздуха в парилке и смежном помещении происходит благодаря конвекции тепловой энергии которая исходит от раскаленных камней.

Конструктивные элементы, входящие в традиционную печь Русь:

  • топочная камера, которая изготовлена из жаропрочной стали, она может быть размещена как в самой парной, так и в соседней комнате;
  • конвектор из нержавеющей стали;
  • открытая каменка (вмещает от 25 до 100 кг топлива);
  • нагревательный бак (максимальная температура нагрева достигает 75 °C);
  • дверца из стали, которая охлаждается самостоятельно (печи для бани Русь-Панорама снабжены жаростойким каминным стеклом с диагональю 43 см);
  • парообразователь из зеркальной нержавейки;
  • дымоход (его нужно покупать отдельно);
  • зольник, который помимо основной своей функции — сбора золы, отвечает еще и за регулировку режима горения.

Как все начиналось: история русской бани

Русская баня является одной из самых древних, некоторые историки считают, что ее появление почти совпадает по времени с самим возникновением славян как этнической общности. Издревле считалось, что баня объединяет в себе четыре главные природные стихии: воду, огонь, воздух и землю. По представлениям древних славян, посещая баню, человек вбирает в себя мощь этих стихий и становится сильнее как телом, так и духом. Наши далекие предки свято верили в очистительную и целебную силу бань, париться в бане было принято перед принятием важных решений и после дальней дороги. Со временем предложение посетить истопленную баньку стало отличительным признаком русского гостеприимства.

Русская баня пользовалась большой популярностью среди всех социальных слоев: в баньке парилась как аристократия, так и простой народ. Построить баню мог любой, кто имел для этого достаточно земли. В середине XVII века вышел указ, позволяющий строить бани только на удалении от жилых домов; скорее всего причиной данного правила послужили соображения противопожарной безопасности. Постепенно наряду с частными банями стали появляться бани общественные, где за определенную плату мог попариться каждый желающий. Наиболее знаменитыми русскими банями с полным правом можно назвать Сандуновские бани, основанные 1808 году и функционирующие по сей день.

От древнего Рима до Руси

А что было в те далекие времена в Европе? Оказывается, банная культура существовала и в Древнем Риме. Его правители распространили культ бань на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли про баню, и омовение, как таковое. Это произошло вследствие запрета на банную культуру. Произошло это событие по следующим причинам:

  1. Нехватка дров из-за повальной вырубки леса.
  2. Средневековая этика считала недопустимым обнажать тела для мытья.

Таким образом средневековая мораль и недостаток леса сыграли свою роль. Поэтому на многие века элементарная человеческая гигиена была забыта, Европа погрязла в собственных нечистотах и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 годы унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Последствия забвения банной традиции в Европе

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Трудно себе представить, что королева Испании Изабелла Кастильская мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. А король Испании Филипп II умирал в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Даже вельможи того времени страдали от чесотки и ничего не могли с этим поделать. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Уже в XIX- XX веках дизентерию именовали «болезнью грязных рук».

Сегодня нам кажутся невероятными и дикими археологические находки средневековой Европы. Сейчас их можно увидеть только в музеях. А в те времена эти приспособления активно использовались. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности. На обозрение посетителям выставлены странные экспонаты: чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Музейные экспонаты, доказывающие что отсутствие бань в Европе приводило к заболеваниям, от которых страдало большое количество не только бедных, но и знатных людей

Что сподвигло французских парфюмеров на создание духов? Нет, вовсе не желание хорошо пахнуть, а необходимость скрыть запах немытого годами тела под благоуханием парфюма.

Чем еще пользовались при мытье?

В воду добавляли лечебные отвары из следующих трав:

  • полынь – втертая в кожу, она заживляла ушибы, раны, язвы, помогала избавиться от напряжения и головной боли, придавала силы;
  • полевая мята помогала быстрее вылечить простуду, приятный запах поднимал настроение;
  • липовый цвет даровал крепкий сон;
  • еловая и сосновая хвоя в виде настоя давала тонизирующий пар;
  • зверобой помогал лечить кожные заболевания;
  • ромашка поддерживала здоровье кожи, успокаивала;
  • хрен и листья черной смородины укрепляли иммунитет;
  • зеленые шишечки хмеля вызывали прилив сил.

В качестве средств для мытья применяли куриное яйцо и золу, но даже и без них удавалось быстро достичь чистоты, так как горячая вода с травами смывала загрязнения, придавая коже шелковистость и мягкость. Жидкость, образующаяся в ходе процедур, утилизировалась без дополнительного вмешательства: она просачивалась сквозь солому, кирпичи, уложенные без раствора, и песок, стекала на земляной пол или в подполье.

Русская печь помогала сохранять здоровье: после работы в сырых и холодных условиях можно было попариться прямо дома, согреться, восполнить силы и избежать простуды.

Кто предпочитал мыться в печи

Чаще всего такой способ использовали для купания детей, больных и немощных стариков. Мать раздевалась и влезала в печь, через устье ей подавали ушат с холодной водой, мочалку и затем ребенка. При этом могли использовать лопату – отсюда, возможно, и пошли сказки о Бабе-Яге, отправляющей в печь нежданного гостя. Помывшихся в печи детей обычно ставили в корыто и обливали теплой водой, чтобы смыть сажу, если она попадала на кожу. Затем заматывали в полотенце и отправляли на полати.

Для тех, кто не мог влезть в печь самостоятельно, готовили доску. На нее укладывали больного или старца и «ввозили» в печь, где его уже ждал помощник, осуществлявший в дальнейшем помывку.

Вот как раньше мылись в русской печи.

Красота естественная и искусство

Основное занятие местных жителей связано с рыболовством и морским зверобойным промыслом. Море богато лососевыми видами рыбы, в нем обитают серый и гренландский киты, лахтак – морской заяц. Вблизи от Уэлена, как и во многих районах Чукотки, обнаружены залежи золота и других полезных ископаемых, но разработки здесь не ведутся. Восточный край Евразии – это прежде всего бескрайние неповторимые пейзажи, не случайно территория трех районов Чукотского автономного округа получила статус национального парка «Берингия».

Многовековые традиции морзверобойного промысла оказались прочно связанными и с промыслом художественным: в Уэлене, как и вообще на Чукотке, мастера издавна изготавливали фигурки из кости и моржовых клыков. Вырезали фигурки животных, создавали гравюры на сюжеты из повседневной жизни чукчей, охоты, езды на оленьих упряжках. Когда-то этим славился поселок Дежнево, который в рамках укрупнения чукотских поселений был заброшен, а жители его переселились в Уэлен.

В самом же селе существует Уэленская косторезная мастерская, основанная в 1931 году. Ее первым руководителем стал художник Вуквуктагин. А одним из самых прославленных мастеров, чьи произведения попали и в столичные музеи, стал Хухутан, начавший карьеру художника после несчастного случая на охоте, где он потерял ногу.

Мастера-косторезы Вуквутагин и Хухутан.

Интересно, что уже в тридцатые среди косторезов появились женщины – до этого считалось, что резьба по кости – исключительно мужское занятие, слабый пол к резцу не допускался. Среди изделий мастерской – костяные шахматы, брошки и пудреницы, а в 1934 году, когда в Уэлене находились самолеты, спасавшие экипаж парохода «Челюскин», мастера создавали и произведения, посвященные челюскинцам.

Изделия традиционного чукотского промысла – резьбы по кости.

Место печки в русской избе

Занимавшую порой до трети всего пространства горницы, ее всегда считали почти святым местом.

  • Печь давала тепло и еду.
  • Огонь, по преданию, обладал чудодейственным действием и мог унести все невзгоды и хвори.
  • Больного укладывали на полати, чтобы прогреть кости. А новорожденных, особенно недоношенных, часто подносили к устью и окатывали «печным духом», чтобы наделить здоровьем.
  • На ней сушили белье.

У стариков и детей и вовсе большая часть жизни проходила на печи: здесь всегда было тепло и уютно. А как сладко завывал в трубе ветер, навевая дремоту и создавая вокруг таинственную обстановку.

Осталось задать лишь вопрос: а мылись ли в русской печи? И ответ на него, как ни странно это звучит для современного человека, оказывается утвердительным.

Как раньше мылись?

Внутреннее устройство русской печи предусматривает долгое сохранение тепла внутри её горнила, особенно если после топки закрыть продух заслонкой. Подобная конструкция позволяет не только поддерживать температуру в помещении, но и сохранять нагретую воду и пищу, помещённую в неё, тёплыми. Нюанс сохранения температуры воды очень важен, так как “разводили” печь обычно утром, а мылись уже после всех приготовлений, ближе к вечеру.

Древнерусские печки отличаются массивными размерами, два взрослых человека могли спокойно расположиться внутри печи, занимаясь водными процедурами. Оставалось ещё и пространство для двух корчаг и веника.

После того, как дневные приготовления заканчивались, печку очищали от золы, копоти и сажи. Перед началом мытья поверхность, по которой залезали, устилали соломой или небольшими дощечками, чтобы не испачкаться на обратном пути. После всех действий начинался сам процесс отмывания.

В печке отмывали стариков, маленьких детей или младенцев. Словом тех, кто не мог в силу обстоятельств добраться до бани или был недостаточно крепок здоровьем. Больных членов семьи в баню так же не выводили, особенно зимой – мыли в печке. Маленьких детей “передавали” в печь на специальной лопате, где их принимал кто-то из взрослых, а стариков на небольших липовых досках, в положении лёжа.

Детей клали на специальные лопаты

Молодые незамужние девушки также пользовались печкой, когда необходимо было помыться. Это обусловлено поверьем, что в банях живут сердитые духи – банники и кикиморы, способные сотворить с девушкой всякие злодеяния. Стоит молодой красавице оставить банные принадлежности не на своём месте или нарушить покой духа какими-либо действиями, тот мог разозлиться и подпереть дверь, напуская пару, или опрокинуть таз с кипятком на виновницу.

Так как на Руси были свои правила для походов в баню, незамужние девушки могли мыться только с детьми или молодыми сёстрами, также не имеющими супругов. В некоторых деревнях поход одинокой девушки в баню приравнивался к греху, и кроме мытья в печи выхода у девушек не было.

Свободным женщинам разрешалось мыться только с сестрами

Мыться дома при вышеперечисленных обстоятельствах было куда спокойнее. В каждой избе был красный угол, в котором размещались иконы, и совершать водные процедуры можно было, не боясь нечистой силы.

Мылись в русской печи и в лечебных целях. Членов семьи, заболевших “перхотой” (кашель, предположительно бронхиальный) помещали в печку, где его ждали кадки со специальными отварами. Перед тем как отправить в печь, аналогичный травяной отвар давали принять внутрь, а тело обмазывали специально приготовленным тестом. Делалось это для того, чтобы максимально прогреть организм как снаружи, так и изнутри. На голову больного надевали платок или шапочку, чтобы предотвратить тепловой удар, называемый “угаром”.

Заболевших некоторыми видами кожных недугов также отмывали в печи. В баню таких людей не водили, чтобы с водой болезнь не затронула других членов семьи. После мытья веник вместе с настилом, на котором больной размещался, сжигали. В последующую топку печи болезнь как бы “сжигали”, не давая ей выбраться наружу. Этот способ очищения помогал локализовать болезнь, а в последствии вовсе избавиться от неё.

Преимущества каменки для бани “Русь”

Основная часть топки печей изготавливается из стали, в которой содержится до 13% хрома. Элементы конструкции, испытывающие наибольшую термическую нагрузку, производятся из стали с 17% содержание хрома. Такой сплав увеличивает долговечность каменки. Некоторые модели оснащены водным баком из нержавеющей стали, в котором вода быстро нагревается до 95°. Бак монтируется в основание дымохода или выносится в смежное помещение при наличии теплообменника.

Каменки для бани “Русь-Панорама” оснащены дверцей с термостойким стеклом, которое позволяет контролировать процесс горения дров и любоваться красотой живого огня. Максимальная диагональ такого экрана – 17 дюймов, что гарантирует отличный обзор. Также все модели оснащены самоохлаждающейся дверцей, которая исключает получение ожогов во время топки. Наличие нескольких режимов работы, как у “Русь-Панорама” 18 Профи, повышает КПД и снижает расход топливного материала.

При условии соблюдения правил монтажа и эксплуатации такие каменки исправно служат не меньше 10 лет. “Русь” – это печи для ценителей настоящей русской бани. С легким паром!

Откуда пошёл обычай?

Ещё в старину русские люди поняли, что чистота является залогом здоровья, и старались соблюдать её проявления во всем: в быту, в одежде и, что самое важное — в заботе о собственном теле. Недаром древнюю Русь не затронули многочисленные болезни, бушевавшие в Европе и вызванные, в первую очередь, полным отсутствием личной гигиены и антисанитарными условиями быта

Посещающие нашу страну путешественники нередко отмечали, что жители русских поселений выглядят совсем иначе: свежая одежда, чистые волосы и умытое лицо. В этом нет ничего удивительного, ведь не мыться на Руси в то время мог только ленивый.

Старинная печь 1890г.

Бани были обязательным атрибутом древнерусских поселений. Если же у семьи не хватало сил или средств на возведение бани, водные процедуры проводили в печках.

Трудно установить, с чего именно пошёл обычай мытья в печке. Разные уголки России сохранили свидетельства о применении данного метода, начиная с 15 века.

Традиция эта распространялась не только на деревенских жителей, но и на горожан, так как печь была единственным средством для отопления помещений. По данным этнографов, обычай мыться в печке сохранился среди некоторых групп населения вплоть до 20 века.

Конструкция старорусской печи и её размеры

Древнерусская печь представляла собой громоздкую конструкцию, возводимую в центре избы. Ширина сооружения достигала полутора метров, а длина и высота чуть более двух метров. Столь значительные габариты обусловлены тем, что вся конструкция должна была долгое время хранить тепло, ведь от нее не протягивали труб в любой уголок избы.

“Разводили” печь обычно утром, подкладывая дрова в процессе приготовления пищи и стирки белья. К вечеру она всё ещё сохраняла тепло, давая возможность обитателям избы в ней помыться. Для столь длительного сохранения теплоты варочную камеру помещали вглубь сооружения, снабжая её заслонкой, отгораживающей камеру от устья.

Когда в печке оставались чёрные, не пылающие угли, заслонку задвигали. Это помогало хранить тепло внутри горнила долгое время. Некоторые хозяева сверх того возводили дровяную плиту – дополнительное место для приготовления пищи. Помимо этого, “царица избы” служила местом для хранения кухонной утвари. Посуда хранилась в специально выделанных нишах. Обязательной частью русской печи были полати – место для отдыха. Их накрывали несколькими одеялами и полушубками, устраивая таким способом место для сна. Традиционно в постройке русской печи стоит выделить такие элементы, как:

  • опечек – бревенчатый сруб, расположенный у основания печки;
  • массив – “костяк” из кирпича;
  • горнило – место, куда закладывается топливо;
  • лещадь – низ горнила;
  • нёбо – верхняя часть горнила;
  • щека – одна из граней печки, на которой помещалось устье;
  • устье – отверстие, через которое дрова помещают в горнило;
  • шесток – место перед устьем, расчитанное для посуды. Дополнительное место для готовки пищи, служащее подобием столешницы. В летнее период, когда разжигать горнило было нецелесообразно из-за тёплой погоды, на шестке готовили еду, растапливая при этом только устье;
  • подшесток – место для хранения посуды;
  • печурки – ниши, расположенные в кладке. С помощью ниш повышали теплоотдачу, а так же использовали их как места для хранения кухонной утвари или продуктов, предназначенных для сушки грибов, кореньев, орехов;
  • подпечек – место под лещадью, в котором хранили отопительный материал. Очень часто в подпечке спали домашние животные;
  • перекрыша – площадь, выполненная из кирпичей и служащая лежанкой (полатями).;
  • хайло – деталь, позволяющая выпускать дым в трубу. Необходимо для печей с установленным “дымным колпаком”.

Для разжигания огня было принято использовать уголь или древесину. Чтобы жарко растопить печь, сэкономив при этом на дровах, пускали в ход древесину деревьев, которые медленнее всего прогорают. К таким породам относятся берёза, разновидности хвойных деревьев, ольха, и некоторые из плодовых видов: вишня и груша.

Управляться с печью помогали специальные печные приспособления: совки, кочерги, ухваты, корчаги, горшки и чугуны. Для каждого действия предназначался свой прибор. В корчагах грели воду для стирки и мытья. Горшки, кринки и чугуны служили для приготовления пищи. Ухват помогал извлекать горшки или же отправлять их в печь. Кочергой перемешивали тлеющие угли, распределяли дрова, улучшая тем самым процесс горения. Печной совок нужен был для извлечения золы.

Случалось, что хозяйка не использовала посуду вовсе. Такое возможно при приготовлении хлебных изделий, выпекаемых на подовой поверхности по завершению топки (подовый хлеб).

Заключение

В славянской культуре баня играет настолько сильную роль, что через неё проходят самые значимые события в жизни человека. Исследователи доказали, что баня на Руси существовала в незапамятные племенно-общинные времена. Русская баня очищает и оздоровляет одновременно. Для тех, кто ее может посещать открывается особый мир отдыха расслабления, релаксации. Поскольк устройство бани просто в построении. Поэтому соорудить ее может каждый, если позволяет участок.

На протяжении всей истории русского народа баня на Руси была и есть, если не главной, то очень важной частью жизни каждого человека. Народ на Руси всегда стремился к чистоте, опрятности, здоровью телесному и душевному

Ее популярность не исчезла и сейчас, когда у каждого в квартире есть ванная или душевая кабина. Преданность бане у нас передается по наследству. Поэтому для русского народа, сохраняющего свои культурные традиции баня будет существовать всегда.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий