Камин: история и современность

Священное пламя

Слово «камин» восходит к латинскому caminus — «открытый очаг». С древнейших времён огонь был для людей не только источником тепла, но и сакральной силой, оберегающей от бед и напастей. Пламя очага считалось священным, ему поклонялись как божеству. Первые очаги располагались в центре человеческих жилищ. Дым выходил наружу сначала через общий вход, затем придумали делать для этой цели отверстие в крыше. Позже очаг для удобства стали располагать возле одной из стен, а затем оборудовали дымоходом. Первые такие устройства для обогрева и приготовления пищи появились в античном мире — и это уже были прототипы современных каминов. Известно, что древние римляне делали в многокомнатных помещениях специальные отопительные каналы, идущие от больших каминов, такие системы в основном применялись в банях. Во времена Средневековья появилась традиция украшать камины. Для них в замках создавали специальные помещения — каминные залы, где хозяева принимали гостей. Здесь хранились военные и охотничьи доспехи, а также располагались портреты предков и предметы роскоши, призванные подчеркнуть социальный статус владельца. Такие залы предназначались для отдыха и досуга. Средневековые камины в замках аристократов отличались огромными размерами — над ними можно было подвесить для жарки тушу быка. В настоящее время самым большим из сохранившихся подобных устройств является камин в старинном французском аббатстве Мон-Сен-Мишель — площадь его нижней части составляет более 12 квадратных метров. Этот монастырь бенедиктинцев давал приют многочисленным рыцарям и странникам, которых надо было кормить. Камины в жилищах простолюдинов, конечно, были и меньше, и проще. Они служили не только для обогрева и приготовления пищи, но могли быть частью домашней мастерской — например, с их помощью выплавляли свечи или красили ткани.

Портативные пушки

14-го — 17-го века

Портативные пушки разрабатываются вскоре после первых пушек. Когда впервые упоминается, в 1360-х годах, такая пушка похожа на большое ружье. Металлическая трубка длиной до ноги прикреплена к концу шеста длиной с человека.

Наводчик должен приложить пылающий уголь или раскаленный камень к отверстию в заряженном стволе, а затем как-то достаточно далеко уйти от взрыва. Здесь явно не так много возможностей для быстрого прицеливания. Большая часть такого оружия, вероятно, использовалась двумя воинами и зажигалась одним из них.

Уточнения следуют удивительно быстро. В течение 15 века ствол такого оружия удлиняется, способствуя более точному прицеливанию. Разработано устройство в виде изогнутого металлического рычага, который удерживает светящуюся спичку и погружает ее в ствол, когда тяга на спусковой крючок срабатывает. Это становится стандартной формой мушкета до прибытия кремневого замка в 17 веке

Камины для кулинарии

Старинные дымоходные трубы

Металлические каминные подставки для дров были наиболее популярны во Франции при Людовике XIV и их старинные образцы, часто изготовленные из чугуна, можно найти в европейских музеях и королевских дворцах. Функции железных подставок не ограничивались только подводом первичного воздуха для горения и предотвращением скатывания поленьев из очага – использовались они и для приготовления пищи, когда на них устанавливались металлические шампуры с нанизанным на них мясом.

Для крупных мясных туш использовались также вращающиеся вертелы, которые приводили в движение помощники повара. Оригинальные конструкции были придуманы средневековыми мастерами для запекания овощей.

Чтобы пища не пережаривалась, ее выкладывали в чугунный контейнер с выдвигающейся дверцей, и только после этого помещали в горящий камин.

Сходить в баню и хорошенько выпить

В большинстве средневековых городов существовали городские бани. В Париже в конце XIII века числилось 26 бань, полвека спустя в Нюрнберге — 12, в Эрфурте — 10, в Вене — 29, во Вроцлаве — 12. Посещение бани не сводилось единственно к гигиеническим процедурам, скорее это было место для развлечения, удовольствия и светского общения. После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости, пили и танцевали.

В немецких городах виноторговцы выкатывали на улицы к баням винные бочки, расставляли кругом табуреты, выносили кружки и давали всем желающим попробовать вино. На улице немедленно составлялась попойка, так что городские советы были вынуждены запретить этот обычай. Исключение делалось только для нескольких дней в году, например Дня святого Мартина, когда было принято открывать молодое вино. Но зато в эти дни люди стояли, сидели и лежали на улицах — и пили вино.

Вопреки запретам со стороны властей и церковников часть бань и примыкающих к ним таверн приобрела характер публичного дома: к услугам горожан были не только еда и выпивка, но и массаж и услуги проституток, которых часто называли «банщицами».

Вообще же проституция хотя и осуждалась церковью, считалась неизбежным явлением. «Дома для женщин», или «славные дома», принадлежали знатным семьям, купцам, королевским чиновникам и даже епископам и аббатам, а самые престижные из них нередко находились вблизи магистрата или здания суда. В Высокое Средневековье посещение публичного дома неженатыми мужчинами не считалось постыдным — в этом видели скорее признак здоровья и благополучия.

Отличительные особенности

В квартире обычно устанавливаются электрокамины или биокамины, т.к. они не требуют установки дымохода. В частном доме можно позволить себе полноценный дровяной камин-печь, который придает особую теплую атмосферу. В зависимости от интерьерной задумки камин устанавливается:

  • угловой;
  • пристенный угловой;
  • пристенный лицевой;
  • поворотный («островной»);
  • встроенный.

При выборе камина-печи следует заранее решить, какой объем площади он будет отапливать и нужна ли водяная разводка в другие комнаты. Например, печи Romotop Tala рассчитаны на помещения до 220 кв.м, при этом легко вписываются в современный дизайн, компактны, надежны, изготовлены с применением инновационных технологий.

Не стоит упускать из виду, имеет ли выбранная печь каминного типа:

  • Различные направления дымохода;
  • Регуляторы подачи вторичного и третичного воздуха;
  • Двойные стенки;
  • Холодные ручки;
  • Большое обзорное стекло;
  • Конфорки для приготовления еды.

Наиболее распространённой моделью, обладающей данными характеристиками, является Ferlux Lava. Она не только многофункциональна, но при ее изготовлении используют фигурные отливки для придания роскошного внешнего вида.

Расположение и разновидность камина лучше выбирать еще на этапе строительства дома, в таком случае можно обратить внимание на закрытые встроенные камины, пристроенные полуоткрытые или открытые островные. Закрытый камин-печь является классическим вариантом, но предполагает наличие достаточно толстых стен

Наиболее экономичным вариантом будут полуоткрытые камины, которые могут быть пристенными либо угловыми. Открытые камины имеют больше всего недостатков:

  • могут располагаться только в больших помещениях с высокими потолками;
  • при их использовании большая вероятность возникновения пожара;
  • низкий КПД обогрева помещения.

Сколько стоят камины?

Из-за количества производителей на рынке цены на каждый вид каминов могут сильно отличаться. Все зависит от типа используемого топлива и от того, потребуется ли для вашего камина установка дымохода .

Если вы остановитесь на электрокамине , подвесной или отдельно стоящей модели, вы получите их за 20 000 рублей . Вы также получите взнос на строительство стены на такую ​​же сумму. Но если это будет большая, стационарная установка —  от 30 000 до 70 000 рублей . Расходы на эксплуатацию такого камина связаны только с тарифами поставщика электроэнергии.

Газовые камины требуют подключения к газовой установке от сети, поэтому стоимость использования (как и в случае с электрокаминами) будет определяться тарифами поставщика топлива. Цены на модели, висящие на стене или отдельно стоящие, находятся в пределах 10 000-30 000 рублей . Более высокие цены достигаются за установку каминных топок в стену от 120 000 до даже 800 000 рублей .

В этом сравнении биокамины будут самыми доступными . Стоимость такого вложения часто не превышает 20 000 рублей , а начинается от 6 000 рублей . Отдельно стоящие и висящие предметы будут меньше и в то же время дешевле. Вы будете платить больше за модели, требующие фурнитуры, а также за камины с большими размерами и дизайнерской отделкой, потому что их цена повышается примерно с 24 000 и может достигать 100 000 рублей .

Если вам нужен открытый камин , затраты на топку к вам не относятся , вы берете на себя расходы только за его кирпичную кладку. Однако, если у вас уже есть такой камин и ваша цель — переоборудовать его в закрытый, для чего понадобится кассета , цена составит около 90 000 рублей .

Стоимость отдельно стоящего камина,  стоит около 10 000 рублей . Цена увеличивается с увеличением мощности обогрева установки и может достигать 300 000 рублей .

В случае дровяных каминов эксплуатационные расходы, конечно же, включают топливо и регулярную чистку дымохода. За 1 метр площади древесины, например, дуба (эта древесина долго горит и дает много тепла), вы заплатите около 2 500-4 000 рублей . На ежегодное посещение трубочиста — чтобы прочистить дымоход и проверить состояние всей установки — вы должны выделить около 3 000 рублей .

Печи и свечи

В раннем Средневековье замки и большие дома отапливались каминами — открытыми с одной стороны печами. Дым из каминов по дымоходу выходил через трубу на крыше. Камин и отапливал, и освещал помещение. Но копоть от каминов, дым и опасность пожара заставляли искать иные способы отопления.

Новым шагом в XV в. стала «русская» система отопления, при которой в отапливаемом помещении не было открытого огня. При отсутствии света от очага освещать помещение стали сальными свечами. Сначала салом (животным жиром) пропитывались стебли растений, папирус или бумага, потом фитиль стали облеплять твёрдой смесью жира, смолы, селитры и прочих добавок. Сальные свечи сильно коптили и неприятно пахли. Проблему решило изобретение в XV в. восковых свечей, которые отливались из пчелиного воска в форме цилиндров.

Камин из замка XII в. Франция

Камин – как символ роскоши.

В Европе он претерпел долгую эволюцию. Сформировавшись ещё в Древнем Риме, он пережил мрачное средневековье и ворвался в 20 век уже в качестве части антуража элитного жилья. В России же было совсем иначе. Наши предки разработали гораздо более практичное (хотя и менее эстетичное) устройство – русскую печь. Камин попал к нам исключительно как предмет роскоши. Это произошло эпоху Петра I, когда мода на всё европейское накрыла Россию целиком. Два противоборствовавших тогда класса (или, как сейчас говорят, две конкурировавших элиты) – бояре и дворяне – начали состязаться между собой в роскоши своих усадеб. И одним из главных объектов внимания стал камин. С тех пор в России повелось судить о хозяине дома по убранству его камина.

Башенные часы в Китае

1094

После шести лет работы буддийский монах по имени Су Сун завершает строительство большой башни высотой 9 метров, которая призвана показать движение звезд и часов дня. Движение осуществляется от водяного колеса занимая нижнюю часть башни. Су Сун разработал устройство, которое останавливает водяное колесо, за исключением короткого периода, раз в четверть часа, когда вес воды (накопленный в сосудах на ободе) достаточен для отключения механизма. Колесо, двигаясь вперед, приводит машину башни к следующей неподвижной точке в непрерывном цикле.

Этот прибор концепция необходимого механического часового механизма. В любой форме часов основанных на машинном оборудовании, силу необходимо точно отрегулировать. Настоящее рождение изобретения средневековья механического часового механизма ждет надежная версия, разработанная в Европе в 13 веке.

Тем временем башенные часы Су Сун, готовые к осмотру императором в 1094 году, вскоре после этого уничтожаются мародерствующими варварами с севера.

Изразцовая плитка для печей и каминов

Хотя главным и подавляющим по своей производимой массе в России был голландский (делфтский) стиль изображений на изразцах, разнообразие в него вносили и импортируемые английские изразцы, а также буйная фантазия русских дизайнеров прошлого и позапрошлого столетий. Изразцовая плитка для печей дает возможность устоявшийся образ кирпично-красной печи заменить на любой стиль. Это антика или классицизм, барокко или рококо, модерн или постмодерн, арт-деко или поп-арт, шале или скандинавский стиль, и так далее.

Стоит отметить один интересный факт. В середине XVIII века при императрице Елизавете I Петровне в России производилось изразцов больше, чем где-либо в Европе.

Порох

10-й век

Около 1040 г. в Китае был выпущен документ под названием «Сборник военных технологий». Это первое сохранившееся упоминание изобретений средневековья, описывающее порох. Этот черный порошок, образованный смесью селитры, древесного угля и серы. Это опасное соединение было разработано в небольших химических лабораториях, прикрепленных к храмам Даосов, где исследования проводились, главным образом, на тайну вечной жизни.

На этом раннем этапе в Китае военное применение пороха ограничивается гранатами и бомбами, которые летят на врага из катапульт. Его реальная разрушительная сила появится только тогда, когда объем где находится смесь будет ограничен — в развитии артиллерии и когда будет изобретено  первое огнестрельное оружие.

Артиллерия

14-го — 16-го века

Наиболее значительным событием в истории войны является использование пороха для приведения в движение ракет. Было много споров о том, где проводятся первые эксперименты. Неубедительные, а иногда и неверно истолкованные ссылки из ранних документов, по-видимому, по-разному отдают приоритет китайцам, индусам, арабам и туркам. Чаще всего считается что это изобретения древнего Китая.

Вполне вероятно, что этот вопрос не может быть решен. Самым ранним неопровержимым доказательством артиллерии является чертеж грубой формы пушки в рукописи, датированной 1327 годом (ныне в библиотеке церкви Христа, Оксфорд). Есть упоминание про пушку, установленная на корабле в 1336 году. Проблема, с которой сталкиваются ранние производители артиллерии, заключается в том, как построить трубу, достаточно прочную, чтобы выдержать взрыв, который будет выстреливать ракету с одного конца (другими словами, как сделать пистолет, а не бомбу). Если повезет, круглый камень (или позже шар из чугуна) будет мчаться с открытого конца трубы, когда за ним загорается порох.

Кропотливая загрузка и стрельба из такого оружия ограничивает их эффективное использование либо внутри замка, защищающего вход, либо снаружи, защищая тяжелые предметы у стен. Решающим фактором является размер ракеты, а не ее скорость. Прорывом в этом отношении, в конце 14 века, является открытие того, как отливать стволы орудий из расплавленного железа.

Пушки, в течение следующих двух столетий, становятся все больше. Есть несколько впечатляющих сохранившихся примеров. Монс Мег, датируемый 15-м веком и ныне находящийся в Эдинбургском замке, мог швырнуть железный шар диаметром 50 сантиметров на 2 километра.

Еще более крупная царь-пушка в Москве, отлитая в 1586 году с отверстием почти метр, весит почти 40 тонн. Мобильность не является одной из её особенностей.

Изобретения средневековья в виде пушек помогают турецкому завоевателю Константинополя Мехмеду. Перед своей последней атакой в 1453 году он пугает жителей, расположив рядом с их городом массивное 19-тонную чугунное сооружение.

Этому изобретению требуется 16 волов и 200 человек, чтобы провести её в огневую позицию. Камень весом до 250 килограмм может быть обрушен на большие городские стены.

В этом же году на Кастильоне во Франции изобретатели средневековья демонстрируют еще один потенциал пушечной мощи — легкая артиллерия на поле боя.

Смертоносный результат поисков бессмертия

В Китае алхимия возникла самостоятельно как результат религиозно-философских учений, нацеленных на достижение бессмертия. Китайские алхимики сделали массу открытий в медицине, фармакологии и химии, экспериментируя с различными природными веществами. Использовали они и калиевую селитру — соль азотной кислоты (KNO3), образующуюся при разложении органических остатков, содержащих азот N и калий K, и окисляющуюся особыми бактериями.

Селитру добывали в соседней с Китаем Индии. С древности люди заметили, что селитра хорошо горит, и использовали её для розжига костров. Китайцы научились очищать индийскую селитру, делая её пригодной для изготовления лекарств и горючих смесей, а потом освоили искусственное производство этого редкого в природе вещества.

Китайские алхимики соединили селитру с другим горючим веществом — серой (S), месторождения которой есть почти повсюду. С серой экспериментировали ещё александрийские алхимики, с VII в. византийцы использовали её в горючей смеси «греческий огонь». Добавив к селитре и сере угольный порошок (С) в качестве топлива, китайцы в IX в. получили дымный (чёрный) порох — первое взрывчатое вещество.

Монах Бертольд Шварц — основатель порохового дела в Германии

Немного физики и алхимии

Одним из немногих достижений средневековой физики стало изобретение хорезмским учёным Ахмедом ал-Бируни (973-1048) прибора для определения объёма и удельного веса тел.

Арабы продолжили дело александрийских алхимиков, отчасти заменив мистический подход к изучению веществ лабораторной техникой и методикой эксперимента. В XIII в. алхимия проникла в Европу, и одними из первых западных достижений в этой области были предложенный францисканским монахом Бонавентурой в 1270 г. новый способ получения «царской водки» — раствора нашатыря в азотной кислоте — и открытие его способности растворять золото.

Прибор Ал—Бируни для определения объёма тел.
В наполненный водой сосуд (1) с узкой шейкой и отводной трубкой (2) погружали тело (3). По закону Архимеда оно вытесняло объём воды, равный своему объёму. Вытесненная вода (4) сливалась по трубке в сосуд — измеритель (5) и показывала объём тела. Узнав объём и вес данного тела, вычисляли удельный вес вещества, из которого оно состояло. Удельный вес вещества (Y) определяется отношением веса вещества (р) к его объёму (V)
Y=P/V.
Сравнив вычисленный Y с удельными весами известных веществ, определяли, из какого вещества состоит тело.

Каминные аксессуары

Чугунный контейнер для запекания овощей

Каминные инструменты, используемые для поддержания огня, мало изменились с ХIV-го века: щипцы используются для переворачивания угольев, каминные вилки помогают перемещать дрова в нужное положение, а щетки предназначаются для уборки золы из каминного очага.

Каминный экран — еще один аксессуар, дошедший до наших дней. Он был разработан в начале 19 века, чтобы остановить искры, летящие в комнату. Как и другие каминные дополнения, экран часто имел сложную форму и служил не только функциональным, но и декоративным элементом. В качестве материала для изготовления каминного экрана обычно брался металл или камень.

Средневековье

В средние века, с началом массового сроительства в центральтной и северной Европе негорючих каменных домов, очаг стали располагать у одной из стен. Тогда же появилась возможность устройства в толще стены или рядом с ней специальной каменной или кирпичной трубы, отводящей дым очага – дымохода. Постепенно камин стал приобретать очертания, близкие к современным. Из атрибута рыцарского замка камины постепенно превратились в средство отопления домов купечества, ремесленников и простых крестьян.

В позднем средневековье в Англии начали укладывать дрова на металлическую каминную решетку. Это позволило увеличить тягу и повысить мощность отопительных устройств.

Биокамины

Биокамин — разновидность печей-теплогенераторов с совмещенными зонами генерации тепла и технологического процесса. Рабочее пространство биокамина отделено от окружающего пространства специальным порталом со встроенными горелками (биотопками), в которых процессы теплогенерации происходят за счет сжигания биотоплива (жидкости для биокамина, чаще всего — биоэтанола). Биокамин даёт «живой» огонь (пламя), а не имитацию огня, в отличие от электрокаминов. Биокамин не требует подключения к электрической сети, за исключением автоматических биокаминов, где для розжига предусмотрен специальный тэн или элемент накаливания). Его установка возможна почти в любой части помещения без привязки к каким-либо инженерным сетям, например, дымоходу или вытяжке, поскольку биоэтанол при сгорании не выделяет дыма. И всё же, ввиду того, что происходит обращение с живым огнём, работающим на жидком топливе, рекомендуется установить годный углекислотный или иной огнетушитель в помещении эксплуатации биокамина.

СОЛДАТ

Приёмы владения оружием передавались по наследству, и это превращало дворянство в закрытую привилегированную касту. Феодальный строй, деля общество на сословия, всего лишь оформлял текущее положение дел законодательно. С точки зрения знати, такая система имела большие преимущества. Оборотной же стороной медали было то, что подготовленных воинов оказывалось слишком мало.

Вождь не мог обойтись без дружины. Набранная из числа людей крепких и храбрых, но умеющих не больше, чем прочие крестьяне, рать быстро закалялась сама собой. Никаких специальных мер для тренировки бойцов предусмотрено не было, но воины имели возможность учиться друг у друга. Потому что при таком скоплении тестостерона сообщество проникается духом состязательности, а обмен тумаками заодно ведёт и к обмену опытом. Частые соревнования, как за назначенные командиром призы, так и проводившиеся просто для убийства времени, способствовали укреплению боеспособности.

Вплоть до появления регулярных армий состязания как метод подготовки продолжали играть важную роль. Наиболее ярким примером таких мероприятий служили рыцарские турниры, во время которых воин мог увидеть, что умеют его коллеги, и даже на собственной шкуре опробовать их приёмы. У черни же были свои развлечения. В каждом городе имелись стрелковые клубы для арбалетчиков и аркебузиров, а в сельской местности проводились соревнования лучников. Закон обязывал мужчину покупать оружие, но упражняться во владении им побуждало стремление превзойти соседей.

Случалось, что дружины лихих парней постепенно «трансформировались» в школы боевых искусств, в стенах которых изобретали и отрабатывали уникальные приёмы. Например, метание копья ногой или метание щита у ирландских фениев, или бой с одним лишь щитом у берсеркеров. Но на «инициативу снизу» редко можно было положиться. Фактически, домашнее образование и соревнования обеспечивали подготовку лишь индивидуальных бойцов. Даже суровое воспитание в воинском коллективе ещё не давало опыта действий в составе подразделения.

Если крупный феодал желал расставить у бойниц арбалетчиков или собрать отряд всадников в полном вооружении, ему трудно было найти готовых «специалистов». Ведь упражняться с оружием самостоятельно имел возможность только тот, у кого оно уже было. Богатый замок, закупающий стрелы тысячами, а мечи дюжинами, волей-неволей превращался в центр обучения верховой езде, стрельбе, фехтованию, а также тактике действий в составе «копья».

Подготовка кадров велась лишь для «внутреннего употребления» и только собственными силами: платных уроков в замках не давали и инструкторов со стороны приглашали очень редко. Тренерами обычно работали старые оруженосцы. Именно они, а не высшая аристократия, владевшая дворцами, являлись настоящими мастерами боевых искусств, натаскивавшими и собственных господ в те редкие моменты, когда у последних появлялось свободное от интриг и развлечений время.

Методы обучения были очень незамысловаты. Для отработки приёмов боя на копьях служило чучело «кинтана». Пешему и конному фехтованию учили путём спарринга. Учебные бои проводились тупыми мечами и в кожаной имитации доспехов (настоящей брони было жаль). Мастер дубасил ученика, попутно объясняя, как это у него получается. А получалось-то частенько так себе. Ведь даже старый оруженосец и бойцом мог быть средним, и учителем никудышным. Последнее тем более вероятно потому, что тренерская работа не являлась его основной обязанностью.

Занятия проводились только индивидуально, и производительность труда наставника оставалась крайне низкой. Основным же недостатком подготовки оставалась неспособность феодальных отрядов взаимодействовать друг с другом. У рассеянных по усадьбам рыцарей не было случая отработать приёмы атаки большой массой.

Каминные подставки для дров

Подставка для дров

Старинные камины часто оснащались небольшими металлическими подставками для дров, точнее, парой горизонтальных полос, которые ставились прямо в очаг. Этим каминным дополнениям было дано остроумное название — firedog.

Как правило, они стояли на коротких ножках и заканчивались вертикальными направляющими, предназначенными для того, чтобы поленья не рассыпались и не падали на пол. На сами горизонтальные полосы клались дрова, что обеспечивало постоянный приток воздуха для горения и низкое дымообразование. Такие подставки делались из железа, стали, меди, бронзы или даже серебра и зачастую искусно украшались геральдическими узорами: сфинксами, фантастическими животными, мифологическими персонажами, скульптурными элементами (кариатидами) или эмблемами.

Поприветствовать гостя или правителя

Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год

Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удаленными территориями. Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми — для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.

Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован. Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали прием коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства. От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелеными ветками. Наконец, на центральной городской площади зажаривались быки и дичь и выкатывались бочки вина для всех жителей города. В 1490 году во Вьене во время въезда Карла VIII был установлен фонтан добра и зла, который с одной стороны бил красным вином, а с другой — белым. Такие угощения были призваны воплотить образ сказочной страны изобилия, явить которую своим подданным государь должен был хотя бы однажды.

Для гостя устраивали инсценировки. В 1453 году в Реджо был поставлен целый спектакль: покровитель города святой Просперо парил в воздухе со множеством ангелов, которые просили у него ключи от города, чтобы потом передать их герцогу под гимны в его честь. Когда процессия достигла главной площади, к ним с церкви слетел святой Петр и надел на голову герцога венок.

В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговоренных к изгнанию, причем они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня — таким образом, они могли вернуться в город. Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель — 37. Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.

Как измеряли время в Средние века?

В деревне

Поскольку жизнь деревенского большинства тогда была нетороплива, циклична, точно измерять время не было большой нужды. Малых отрезков времени вроде современного часа и тем более минуты долгое время вообще не существовало. Дневное время определяли по звону церковных колоколов, поведению животных и другим приметам. Ночное время чаще всего мерили израсходованными свечами. В монастырях время также могли измерять количеством прочитанных книжных страниц или молитв. Безусловно, в Средние века существовали песочные, водяные и солнечные часы, но они были далеко не у всех и тоже были неточны.

Даже если люди и использовали такие промежутки времени, как час, они были не такими, как современные. Например, богословы утверждали, что Адам и Ева находились в раю 7 часов, однако это время называли весьма продолжительным.

Французский медиевист Жак ле Гофф утверждает:

Легче всего время было определять по сельскохозяйственным работам — на средневековых витражах они даже изображали месяцы и времена года. Конечно, эти обычаи различались во Франции, Германии и Италии: где-то зимы были длиннее, и поэтому начало работ было отодвинуто на конец весны. Соответственно, и начало года, которое часто совпадало с началом таких работ, сдвигалось. Поэтому в зависимости от того, где находился средневековый человек, время протекало как бы неодинаково.

В церкви

Большую роль в измерении времени сыграли монастыри. Распорядок дня каждого монаха был строго определен, это позволяло лучше чувствовать время и различать его малые отрезки. Кроме того, при монастырях часто жили хронисты, или летописцы, и их записи, хоть и бывали неточными, но позволяли ориентироваться. Наконец, поскольку монастырь был настоящим микрокосмом с собственными складами продовольствия и виноградниками, там всегда был человек, который вел всю отчетность, что также требовало понимания времени.

В городе

Средневековый город был истинным лидером по измерению времени. Механические часы, хоть и без минутной стрелки, впервые появляются именно в пределах города как признак его благополучия и величия. Потребность города в такого рода изобретении возникла еще задолго до того, как часы стали устанавливать повсеместно. Любой город находился на пересечении торговых путей, ежедневно на рыночных площадях купцы со всех краев совершали сделки и назначали встречи. Время в пределах города буквально было эквивалентно деньгам. Кроме того, город как сосредоточение богатств бюргеров притягивал всякого рода новшества, ускорял прогресс, в том числе в измерении времени.

Средневековье не безразлично ко времени, как считал Марк Блок, просто это «другое время» — цикличное, божественно-историческое, но не современное. Оно неотделимо от сознания человека той эпохи, более того — оно проистекает из этого сознания, как ручей из горного источника. Чтобы стать абстрактным и независимым, средневековому времени понадобится пройти сложный путь сквозь научные открытия, а пока оно находится в руках Бога, изменчивое, скользкое и капризное. В конце концов время в глазах Средневековья не столько инструмент, сколько собственность божества.

Присоединиться к клубу

Очки

С 13-го века

В течение 13-го века было обнаружено, что кристалл с изогнутой поверхностью может помочь пожилым людям читать. Установленный в держателе, такой объектив просто небольшое увеличительное стекло. Философ-ученый Роджер Бэкон ссылается на использование линзы в тексте 1268 года. Линза использовалась как первые очки для зрения и была обработана из куска кварца.

Вскоре (вероятно, во Флоренции во время 1280-х годов) развивается идея размещения двух линз в рамке, которая может быть размещена перед глазами. Это естественный следующий шаг вида современных очков. Очки, прикрепленные в центре на носу, довольно часто появляются на картинах 15-го века.

По мере того как требование увеличивается, стекло заменяется кварцем как материал для объективов

Ремесло точильщика объективов как и древние ремесла будет одним из больших искусств и важности

Ранние очки все используют выпуклые линзы, чтобы исправить длинное зрение (трудность видеть вещи, которые близки). К 16-му веку обнаруживается, что вогнутые линзы компенсируют близорукость зрения (затруднение зрения на отдаленные объекты).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий