Почему баня прослыла «нечистой» на Руси?

Как спасти ребенка от злых духов?

Наиболее уязвимыми перед «нечистой силой», согласно поверьям, были дети. К первой категории необычных младенцев относили оборотней – тех, кто с рождения мог превращаться в страшных существ. Оборотнями могли стать дети, зачатые в так называемые запретные дни, например, под Пасху. Крестьяне Вятской губернии полагали, что такие младенцы со временем смогут превращаться в волков, расплачиваясь таким образом за грехи своих родителей. Причем превращение происходило крайне мучительно – в назидание остальным. Вторая группа опасных детей в сказаниях и мифах представлена обменышами. Ими дьявол подменял новорожденных, не прошедших еще таинство крещения. Поверья гласили, что черти уносят детей, оставленных без присмотра, а также тех, кого мать забыла перекрестить перед сном, кому не говорят: «Будь здоров!» после чихания, не желают роста и счастья. Следовало пристально следить за младенцем в бане, где матери часто проводили первые дни после родов, могли задремать и потерять бдительность. Чтобы избежать трагедии, их нередко сопровождали повитухи. Кроме того, обменышей подкидывали в те семьи, где ребенка несправедливо ругают или наказывают, говорят опрометчивые проклятия в духе «хоть бы тебя леший унес». Кстати, способность красть младенцев и детей постарше приписывалась не только дьяволу, но и более мелким его «пособникам»: вышеупомянутому лешему, а также домовому, баннику, обдерихе и другим представителям «нечистой силы», водившимся в крестьянских избах.

Врата в иной мир

Древние славяне по причине медицинской безграмотности понятия не имели о механизме зачатия. Все, что происходило в утробе будущей матери, являлось для жителей древней и средневековой Руси тайной за семью печатями. Естественно, эта великая тайна обросла огромным количеством суеверий.

Славяне считали, что утроба беременной представляет собой нечто вроде портала в другой мир. В ней младенец находится во тьме и в небытии. Он не мертв, но еще и не жив, потому что не родился на свет, как все живые люди. Такое «подвешенное» состояние было очень опасным и не всегда приводило к благополучному исходу.

Из-за тяжелых условий жизни, труда и отсутствия квалифицированной акушерской помощи малыши довольно часто гибли еще в материнской утробе. Это могло не только стать причиной заражения крови и привести к гибели женщины, но еще и попахивало какой-то дьявольщиной.

По представлениям славян, нерожденный и некрещеный младенец из тьмы и небытия материнской утробы переходил в таких случаях в мир потусторонний. Не успев родиться, он оказывался там, где обитали после смерти его предки. Все эти процессы и представления привели к тому, что беременная на Руси считалась существом нечистым и даже в какой-то мере опасным.

Беременным приписывались почти сверхъестественные способности. До сих пор сохранилось представление о том, что стоит отказать в чем-либо беременной даме, как в доме заведутся крысы.

Смерок

Для изготовления гроба плотник должен был снять точную мерку с покойного, поскольку считалось, что тесный деревянный ковчег будет доставлять усопшему неудобства, а слишком большой — может спровоцировать очередную смерть в его доме. Для обмера мертвеца мастера использовали специально вырезанную по этому поводу реечку, которая называлась смерок. Этой своеобразной линейкой строго возбранялось мерить габариты здравствовавших людей и в особенности ребятишек, которые, согласно поверью, после этой процедуры в лучшем случае перестали бы расти, а в худшем — отправились бы на тот свет вслед за покойником.

Обычно смерок укладывали вместе с покойником в гроб, но пчеловоды Костромской области с большой охотой выпрашивали его у родственников умершего. Наделяя смерок охранительными свойствами, они использовали его на пасеке как инструмент, предотвращающий перелет роя к другому хозяину.

Избы смерти

Домовины на Руси возводились не только для кремированных покойников, но и для тех, кого должны были положить в землю. Недаром в современном украинском языке «домовина» означает «гроб». После кончины одного из членов семьи к мастерам-плотникам приходили с просьбой выстроить новый дом. Моровую избу делали на совесть, полагая, что она должна выглядеть как прежнее жилье человека, но только уменьшенных размеров. Славяне считали естественным навещать своих близких и после их ухода из жизни. К умершим предкам они относились с почтением и страхом, никогда не тревожили их без необходимости, боясь накликать беду. И все же в трудных ситуациях помощи просили именно у покойников.

В древнерусской домовине свободно размещались как посмертное ложе усопшего, так и место для поминающих. Кроме того, в избе смерти хранились вещи для повседневной жизни, а также солидные запасы пищи и воды. Помимо духовного значения таким заготовкам находилось практическое применение. После набегов кочевников или в неурожайные годы, когда целые племена страдали от голода, семьи уходили с насиженных мест и направлялись в леса. Там они могли пережить тяжелые времена в домовинах своих умерших родственников и питаться припрятанной едой. Таким образом, моровые избы становились не только последним домом для усопших, но и служили временным приютом для их обездоленных потомков.

Утопленники

В древности и Средние века для любого русского утопление было страшной, противной естеству и даже в чем-то позорной смертью. Не имело большого значения то, сам ли человек утопился или с ним произошел несчастный случай. По мнению жителей Руси, все утопленники превращались после смерти в русалок, поэтому их нельзя было хоронить вместе с обычными покойниками.

Русалки были беспокойными душами, имели обыкновение бродить ночами по берегам водоемов и пугать случайных прохожих. Такой бурной загробной жизнью они могли потревожить «добропорядочных» усопших, которые имели полное право обрести покой после смерти.

Суеверия про банника

Банник, как и домовой – добрый дух. Но происходит он от нечистой силы, что сказывается на характере. Выглядит как старик с огромными когтями и банными листьями вместо одежды. Иногда описывали его как обнаженного мужчину с густыми волосами на теле.

Хозяина бани задабривали, чтобы не пакостил. Он может спрятать вещи, плюнуть кипятком или холодной водой. Обмороки, угары и пожары считали делом рук банного. Впрочем, сам он редко наказывает нерадивых хозяев. Чаще это делают друзья и родственники банного – кикиморы, черти и заложные покойники.

Без спросу в баню не ходят. Перед тем, как войти, надо постучать и спросить разрешения:

Банный дух придерживается старых устоев и первыми должны париться мужчины. Если первой зайдет женщина, сущность нашлет болезни и прочие неприятности. По другим суевериям, пострадают идущие после нее. Женщину когда-то считали нечистым существом
, и нечисть, смываемая с нее, остается в бане.

Не допускаются пьяные, хозяин парной не любит их и наказывает плохим самочувствием и невнимательностью в течение недели. Алкоголь в парной – плохая идея, даже в малых дозах. Это вредит физическому и энергетическому здоровью.

Не плюют в помещении, особенно на камни – это оскорбляет сущность. В ответ можно получить плевок кипятком. В бане не кричат, не ссорятся и не сквернословят, это проявления неуважения.

Подобно домовому, банник следит за порядком в доверенном ему помещении. Беспорядок будет строго наказываться. Вместо угощений для духа в угол кладут новый кусок мыла раз в месяц. После каждого использования бани оставляют в тазу воду и веник. Подношение в виде сахара поправит здоровье. Перед растопкой его оставляют в углу, после мытья убирают за порог. Через сутки сахар можно унести под любое дерево.

Время для посещения парной

С полуночи до рассвета
баня полностью принадлежит баннику и прочим сущностям, которых он приглашает в гости. Мыться ночью опасно, нельзя ночевать в бане. Нечистая сила любит это помещение из-за отсутствия икон.

Не парятся в православные праздники
. Во-первых, долгое время церковь запрещала это. В праздник нельзя работать, а для того, чтобы помыться, нужно было принести воду из колодца, наколоть двор, развести печь. Во-вторых, в святой день нечисть прячется в помещение без икон, дабы избежать божьего гнева. Баня на Новый год
– старинная традиция, нужно быть чистыми душой и телом.

Пропаривать баню больше трех раз подряд нельзя, иначе банник задушит.
Первыми идут мужчины, вторыми – женщины, затем купают детей. Он парится четвертым и после себя никого не пускает. Поэтому после трех посещений в баню не заходят, чтобы не стать жертвой разгневанной сущности. В некоторых регионах не ходят в третий пар. Третьим парится банный, а дети моются вместе со взрослыми. Нарушившего правило он окатит кипятком или задушит.

Деньги – та еще скверна

Строверам не разрешается молиться в грязной одежде или неумытым. Перед молящимся обязательно должен был лежать «подручник» – специальный коврик, который нужен был для того, чтобы старовер, полагая земной поклон, не прикасался рукой к нечистому полу.

Все, что расположено у человека ниже пояса, считается грязным, и если во время молитвы старообрядец прикоснулся к чему-нибудь, следовало пойти помыть руки и дополнительно помолиться.

Грязными признавались и деньги, после них тоже мыли руки, а если не было такой возможности, то церковную свечу держали через бумагу, дабы не прикасаться к освященной вещи оскверненными руками.

Дело доходило до того, что беспоповцы отказывались хоронить и поминать тех единоверцев, которые умирали «в миру», не очистившись.

Даже церковь считалась оскверненной, если в нее заходил язычник или еретик. Для очищения такой скверны у раскольников существовали свои молитвы, например, «Чин на отвeрзeние церкви, от еретик осквeрншeйся», «Чин на очищение церкви, eгда неверных внидeт кто, или от пияных проказ, или от младенца сквeрна».

В большинстве этих странных традиций православные христиане видят недоверие к Богу и суеверия. Они следуют словам Христа: «Слушайте и разумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:10).

Что считалось нормальным?

Нестор Летописец очень подробно описывал брачные обычаи на Киевской Руси.В этих описаниях очень много страниц посвящено традициям семейного крещения,  которые использовались русичами на протяжение многих веков. В летописях описаны традиции и обычаи, которые касались женского замужества, в особенности сохранности невинности до свадьбы.

По христианским канонам говорилось, что девушкам могла принадлежать исключительно одному мужчине, который будет послан ей Богом. Девушкам категорически запрещалось иметь какие-либо связи до того, как она станет женой. Вокруг этой обязанности строились практически все свадебные церемонии и обычаи.

Девушки действительно влюблялись и были огромные соблазны, но вот всеми силами стремились сохранить свою невинность до свадьбы. Те, кто этого не смог сделать — становились блудницами и позорили себя, а также свою семью, которая получала огромное клеймо стыда и позора.

От древнего Рима до Руси

А что было в те далекие времена в Европе? Оказывается, банная культура существовала и в Древнем Риме. Его правители распространили культ бань на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли про баню, и омовение, как таковое. Это произошло вследствие запрета на банную культуру. Произошло это событие по следующим причинам:

  1. Нехватка дров из-за повальной вырубки леса.
  2. Средневековая этика считала недопустимым обнажать тела для мытья.

Таким образом средневековая мораль и недостаток леса сыграли свою роль. Поэтому на многие века элементарная человеческая гигиена была забыта, Европа погрязла в собственных нечистотах и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 годы унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Последствия забвения банной традиции в Европе

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Трудно себе представить, что королева Испании Изабелла Кастильская мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. А король Испании Филипп II умирал в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Даже вельможи того времени страдали от чесотки и ничего не могли с этим поделать. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Уже в XIX- XX веках дизентерию именовали «болезнью грязных рук».

Сегодня нам кажутся невероятными и дикими археологические находки средневековой Европы. Сейчас их можно увидеть только в музеях. А в те времена эти приспособления активно использовались. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности. На обозрение посетителям выставлены странные экспонаты: чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Музейные экспонаты, доказывающие что отсутствие бань в Европе приводило к заболеваниям, от которых страдало большое количество не только бедных, но и знатных людей

Что сподвигло французских парфюмеров на создание духов? Нет, вовсе не желание хорошо пахнуть, а необходимость скрыть запах немытого годами тела под благоуханием парфюма.

Проклятое дерево

Корни страха возникающего у наших предков при соприкосновении с осиной необходимо искать в библейских историях. Дело в том, что именно из осины был сделан крест, на котором распяли Иисуса Христа. Впоследствии Богородица так сильно рассердилась на это дерево, что прокляла его. По преданию, в качестве наказания она наделила осину «вечным страхом». Считается, что именно по этой причине ее листья постоянно дрожат на ветру, подобно человеку, которого обуял жуткий страх. Тем не менее, в традициях дохристианской Руси, осина также считалась деревом «неблагонадежным». По народным поверьям ведьмы варили колдовские зелья на костре, разожженном исключительно из осиновых поленьев. В свою очередь оборотню чтобы превратится из человека в волка, нужно было несколько раз перекувырнуться через осиновый пень. У Восточных славян существовало устойчивое поверье: там, где растет осина, день и ночь вьются черти. Не удивительно, что славяне старались не использовать осину в своих хозяйственных нуждах. Из нее не строили домов, не топили печь, и даже присесть отдохнуть под кроной этого дерева всегда считалось большим грехом.

Коми

У народов коми существовало несколько ритуалов с покойником, которые несли охранительную функцию и помогали предотвратить новые смерти в доме умершего. Хорошей приметой было дотронуться рукой до пятки левой ноги усопшего, подержаться за его ботинок и погладить подошву обуви.

Помимо этого, поощрялось сидение на месте, где лежал гроб с покойником. Более того, не запрещалось проходить перед гробом в момент его выноса, но чтобы это действие имело положительное влияние на живого человека, ему необходимо было моментально перебежать обратно, посмотреть в печную трубу или обмазать грудь песком, взятым по дороге на погост.

Церковный запрет

Музыкальные представления, которые на Руси в X – XV веках на площадях давали бродячие артисты — гусляры и скоморохи, вызывали у людей неподдельный интерес и самый живой отклик. Вот такое рассуждение об этом можно найти в литературном памятнике XI века «Поучение о казнях божьих», составленном преподобным Феодосием Печерским: «…Но этими и иными способами вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, а церкви стоят пусты…».

Простой народ желал видеть на площадях яркие театрализованно-музыкальные действия, даже понимая, что показывают их – «знающие люди», то есть, колдуны и кудесники. А вот для служителей храмов было очевидным, что все уличные музыканты и артисты потакают дьяволу, отнимают у них паству и вводят её в грех.

В другом древнем христианском документе приблизительно того же периода «Слово о твари и дни рекомом неделе» записано, что люди «…не желают знать, как надо жить, не хотят слушать божественных словес. (…) А стоит плясцам, или гудцам, или другим игрецам позвать на игрище или на какое-нибудь сборище идольское, то все устремляются с радостью и весь день стоят там, участвуя в позорище. А когда в церковь позовут, то люди позевывают, чешутся, потягиваются и говорят; дождь, или холодно, или что-нибудь еще. А на позорищах ни крыши, ни затишья, а дождь и ветер, но все приемлют радуясь, позоры устраивая на пагубу душам. А в церкви и крыша и «заветрие дивно», но не хотят прийти на поучение…»

Правдивые факты старины

В некоторых областях Вологодской губернии бань не ставили вообще. Не хотели покушаться на языческие владения.

А где же мылись тогда люди, спросите вы? Мылись и парились в печи – это исторический факт.

У моей знакомой бабушка живёт в Вологодской области. В детстве её саму так мыли. Когда Лена рассказывала мне свою историю, я была очень удивлена. Её рассказ подтолкнул меня, я стала собирать информацию по этой теме. Так и родилась моя статья «Можно ли мыться и париться в печи».

Согласно вепсским поверьям (финно-угорский народ, который проживает в Карелии, Вологодской и Ленинградской области), срубив баню, надо сразу договариваться, сколько смен народу будет ходить париться.

На третий и четвёртый пар, ночью, приходит мыться сам банный дух и весь сход языческих божеств.

Изначально, дух бани к нечистой и вредоносной силе не относился. Поэтому обереги от нечистой силы оставляли за порогом бани…

Языческому божеству чужды и враждебны атрибуты и символика христианства. Баня никогда не имела ничего общего с крестным знамением, молитвами, иконами и церковью.

По этой причине в бане не вешают икон, не крестятся. Каждый, вступающий во владение языческого божества, должен отрешиться от христианской принадлежности. В старину крестьянин, входил в баню без оберегов, показывал своё доверие истинному хозяину.

Как история Киевской Руси связана с баней

Так, баня на Руси появилась еще задолго до славян. По свидетельствам выше упомянутого Геродота, древние скифы (примерно V-I века до нашей эры), умели возводить бани и знали таинство банных процедур. Они частенько устраивали что-то похожее на походную баню. Там они они мылись, расслаблялись после изнурительной работы и просто отдыхали, а некоторые лечились. Скифы покрывали жерди войлоком, после чего скрепляли их, и получался некий шалаш. Потом вносили металлический чан с раскалёнными камнями, на которые кидали семена конопли, от которых сразу шёл приятно пахнущий пар. Это и было тем саманным лечением от целебных паров.

Летопись Геродота

Из летописи Геродота: «По сравнению со скифской баней, эллинская – вовсе ничто. Наслаждаясь своей баней, скифы просто вопят от счастья и удовольствия”. Скифские женщины делали тогда нечто наподобие современного скраба. Они до того, как начать парится в бане, растирали на камнях кусочки хвои и коры кедра, кипариса и других растений с приятным запахом. В этот порошок наливали немного воды, чтобы получилась однородная густая масса с очень приятным ароматом. Как утверждал Геродот, этой смесью женщины натирали всё тело, после чего смывали, и тело становилось чистым и блестящим.

Сведения из “Повести временных лет”

В известной «Повести временных лет», котрорую составил летописец Нестор-монах Киево-Печерского монастыря, (дошедшая до нас последняя редакция относится к 1113 году), есть подтвержденные сведения о банях на Руси. Из этой исторической рукописи Нестора стало понятно, что баня была совершенно обычным явлением на Руси ещё задолго до XII века. В книге «Повести временных лет» есть интересный рассказ о том, как апостол Андрей отправился к землям славян. По преданию, святой Андрей пришёл на киевский холм около берега реки Днепр (место, где сейчас находится чудесная и величественная Андреевская церковь) и начал там проповедовать Слово Божье. После чего спустился с холма и отправился вверх по течению реки. Этим путем он продвигался в сторону севера так далеко, что попал в город, где сейчас находится современный Новгород.

Андрей увидел поражающую его воображение картину: люди сидели в деревянных постройках, наполненных паром, хлестали себя и друг друга вениками, после чего выбегали голышом на мороз и бросались в снег. Андрей пошёл обратно в Рим, собирая по пути странников, которые хотели отправиться с ним. Придя в Рим, он поведал о чудесах, которые видел на севере: «Видел бани древены… И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье». Существует много интересных исторических фактов, которые Нестор описал в своей летописи, которые свидетельствуют, что баня так или иначе является характерным моментом в образе жизни древних русичей.

Русская бане не потеряла своей актуальности и в наши дни

Появление русских бань в Константинополе

В 906 году от рождества Христова был окончен удачный поход князя Олега на Царьград (нынешний Константинополь). Между Русью и Византией был заключён торговый мирный договор. Среди товаров, поставляемых в Византию, была наша баня, видимо она пользовалась спросом, поскольку в Византии стало много русских купцов. К тому же торговцы надолго поселились в Константинополе, который тогда был открытым и космополитическим миролюбивым городом. А позже в Константинополе появилось русское землячество, по площади занимающее весь квартал. По сему был составлен договор, где было выведено требование: обеспечить русских купцов не только едой, питьём и жильём, но и давать им возможность посещать баню, когда им это будет угодно.

Еще один исторический факт, описанный Нестором связан с княгиней Ольгой и относится к 945 году. По приданию киевская княгиня Ольга, желая отомстить древлянам за убийство князя Игоря, связала этот момент именно с баней. К княгине прибыли послы древлян, для того чтобы сообщить, что их предводитель хочет, чтобы княгиня связала свою с ним жизнь узами брака. По традиции, Ольга приказала растопить для послов баню, ведь так было принято, и когда послы, ни о чём не подозревая, начали мыться, баню заперли снаружи и подожгли.

Историк Прокопий Кесарийский, родившийся и живший в Византии в V веке н.э. писал, что баня сопутствовала древним славянам всю жизнь: в бане их мыли в день рождения, незадолго до свадьбы и после смерти.

Обменыши – вечные младенцы

На Руси считалось, что обменыша легко отличить от настоящего ребенка по внешнему виду. Так, обменыш был чрезвычайно некрасив, с трудом рос и набирал вес, до семилетнего возраста плохо разговаривал (или никогда не овладевал навыками речи), а то и вовсе мог не выказывать никаких признаков своей разумности. Наши предки утверждали, что в теле обменышей совсем нет костей, а иногда присутствует одна лишь голова, но при этом такие существа отличались невероятной силой и могли нанести серьезный физический вред простому человеку. Мифы гласят, что обменыши вели себя очень требовательно: постоянно кричали, требовали пищи, каждый час могли съедать по буханке хлеба и выпивать по крынке молока. Если обменышу все же удавалось немного вырасти, он продолжал отставать от ровесников, не принимал участия в общих играх и ни с кем не дружил, заикался, вел себя злобно и подозрительно. Про обменышей говорили, что те отличаются упрямством и своенравностью – договориться с таким существом было практически невозможно. Такие «дети» не слушались родителей и приносили несчастье всей семье. Порой крестьяне рассказывали, что обменыши не живут в человеческих семьях долго и при первой же возможности убегают в лес, присоединяясь к остальной «нечистой силе». Вероятно, вызвано это было опасением за собственную жизнь. Дело в том, что если родители подозревали в своем ребенке обменыша, то старались как можно скорее показать его знахарке или повитухе для обследования. Проверка могла обернуться гибелью. Например, у крестьян Пермской губернии было принято помещать возможного обменыша в печь на два часа, а у жителей Вологодской губернии – класть под перевернутое вверх дном осиновое корыто и рубить по нему топором. Если впоследствии ребенок умирал или переставал двигаться, его нарекали обменышем. Правда, случалось и обратное. Иногда обменыши, наоборот, вырастали не по годам смекалистыми, с возрастом развивали предприимчивость и деловую хватку, богатели и обеспечивали всю семью. Неизменным оставалось лишь одно – они всячески избегали церковных обрядов и даже умереть старались скоропостижно, чтобы избежать исповеди и причастия.

Правдивые факты наших дней

В баню человек входит нагой, оставляя за порогом свою последнюю защиту, одежду. Мы как бы говорим хозяину бани: «Вот я, спокоен и беззащитен. Я пришёл в твои владения, прошу лёгкого пара».

У нас в деревне, до сих пор, банная пора установлена с пяти часов до девяти часов вечера. Это негласное правило соблюдается всеми, своего рода банный закон. По правде сказать, баньки наши скромные, к современным банным хоромам никакого отношения не имеют.

У нас всё по старинке. Мы не устраиваем бесконечных шумных вечеринок, пьяных посиделок в банях с песнями и громкой музыкой. Мы чтим неписаные старинные банные законы и ночью в баню не ходим. В юности я никогда не осмеливалась гадать в бане, так велик страх перед неведомым.

Я верю в то, что баня – это граница миров. В старину бани ставили у реки или озера, рядом с водой. Я думаю, что вода, это своего рода проводник в банном портале.

Как бы не было велико любопытство, нарушать банные запреты я не стану. Ночью в баню я не хожу и вам не советую. Как говорится: «Бережёного бог бережёт».

Баня: приметы и обычаи

Кто хозяин

Для начала стоит сказать, что хозяином бани считался не человек, а особое существо, что-то вроде домового, но для бани – звали его Банник. Днем и вечером он парил людей, а по ночам устраивал в бане парилку для всякой разной нечисти. Собственно, это ответ на вопрос, почему нельзя спать в бане ночью, как и париться там же после наступления полуночи – конечно, если вы нарочно не ищите знакомства с чертями, ведьмами и домовыми.

Что нельзя делать

В бане нельзя было шуметь, кричать, топать ногами и ругаться – за все это Банник могу и наказать, например, ошпарить кипятком или подставить подножку на мокром полу. А некоторых, особо неугодных, хозяин бани мог и «запарить» до смерти.

Какие правила соблюдать

Париться не ходили поодиночке – считалось, что компании людей может достаться о Банника меньше, чем тому смельчаку, который решится остаться с ним один на один.

После того, как все напарятся, полагалось поклониться Баннику в пол и поблагодарить его за хороший пар, а также попросить разрешения прийти в следующий раз. Если не соблюдать таких правил, баня могла и сгореть.

Если сгорела – к чему?

А если сгорела баня – примета говорит, что место это нельзя выбирать под постройку дома. Во-первых, его может постичь участь бани. Во-вторых, Банник, которому огонь нипочем, тосковал по бане и мог являться хозяевам дома – лохматый, с желтыми сверкающими глазами, длинными ногтями и очень чумазый, всем своим видом показывая, как он скучает по свей баньке.

Где спали мужчины?

Полати располагались с одной стороны русской печи. С другой располагался бабий кут — пространство, где женщины занимались своими делами. Обычно эта часть дома была скрыта под занавеской и появление мужчины в ней расценивалось как оскорбление. Напротив бабьего кута располагался угол главы семьи, где мужчина мог мастерить вещи и даже поспать. Помимо печи и полати люди также могли спать на нарах — широких лавках из дерева. Также для сна могли использоваться сундуки и даже обычные мешки с мукой. Где есть место и хоть немного удобно, там и спали.

Красный угол — наиболее почетное место в избе, где стоял стол и иконы

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий