История возникновения жанра
В России слово «пейзаж» было заимствовано из французского языка. Paysage означает «сельские виды». Но и для Франции это слово не исконно родное, а образовано от латинских: pays, что означает «местность», и суффикса pagus — «сельская жизнь».
Живописцы пишут пейзажи с древних времен. Греки и римляне создавали настенные изображения с природой, навеянной мифами. Но в те времена нельзя было выделить жанр пейзаж в отдельный вид искусства, так как основной акцент уделялся не природе, а сюжету. После падения Римской империи живопись пришла в упадок, и картины пейзажей воспринимались как декорации для религиозных сцен.
Только в середине XVI века художники стали проявлять интерес к природному миру. В эпоху Ренессанса классификационная система, созданная великими европейскими академиями, выделяла 5 основных жанров изобразительного искусства по иерархии:
- Историческая живопись.
- Портрет.
- Сцены повседневной жизни.
- Пейзаж.
- Натюрморт.
Хотя пейзажные картины и стояли на одной из низших ступеней иерархической лестницы, все чаще живописцы эпохи Возрождения стали писать произведения, где главным элементом были красивые природные виды.
7.Перов Василий Григорьевич (1834-1882)
— самый популярный художник 60-х годов. На картинах обличительного жанра печальный сюжет, хмурый пейзаж усиливается серо-бурыми тонами красок, что вызывает ощущение беспросветного мрака, грязи, тоски. Он здорово отразил в своих картинах нравы, типы, взгляды и интересы своей эпохи
«Проповедь в селе»(1861) — получила Большую золотую медаль и дала ему поездку за границу за казённый счёт
«Чаепитие в Мытищах»(1862) —знаменитая обличительная картина
«Тройка. Ученики везут воду»(1866)
«Охотники на привале»(1871) — самая знаменитая картина
«Рыболов» — известная со школьной скамьи картина
«Птицелов» — картина даже на марку СССР попала
«Приезд гувернантки в купеческий дом»
1862-Perov-They dring the tea in Mutishy-Перов Чаепитие в Мытищах.
К середине 90-х годов Товарищество утратило свою роль. До 1917 года прошло 45 выставок.
1866-Perov-They are three-Перов-Тройка.
1870-Perov-Autoportret-Перов (автопортрет).
Perov-Guvernantka come in the merchant house-Перов-Приезд гувернантки в купеческий дом.
Perov-It’s bird catcher-Перов-Птицелов.
Perov-It’s fisherman, angler-Перов Рыболов.
1871-Perov-There are hunters on dinner-Перов-Охотники на привале.
Женщины, баня и душевная чистота на картинах известных художников
Русская баня занимает в творчестве русских художников особенное место. Баня — это место традиционное, посещение которого сопровождается настоящими ритуалами и обычаями. Художники, которые посвятили свои картины именно бане и жанровым сценкам из бани, попытались передать через свои плотна тот банный дух, настроение, атмосферу спокойствия и комфорта, которые всегда здесь присутствуют.
Виталий Гаврилович Тихов — В русской бане
Русская баня на картинах художников обладает одной интересной особенностью. Так как баня — это место, где люди моются, актуальной здесь является обнажённая натура. Женщины в бане на картинах художников изображены полностью обнажёнными, но можно ли назвать эти работы пикантными или даже неприличными? Что удивительно, в этих картинах нет ни одного намёка на какой-либо эротизм происходящего. Всё, что происходит в бане, настолько натурально, что все герои этих работ выглядят максимально естественно. Больше того, создаётся ощущение, что женщины в бане обладают не только чистым телом, но и чистой душой, которая будто очистилась в бане от всех тягот и неприглядных вещей этого мира. Почему так происходит?
Зинаида Серебрякова — Баня
Есть два ответа на данный вопрос:
Во-первых, стоит отметить характер обнажённой натуры в живописи. Профессиональный художник, который изображает бытовые и жанровые сцены с участием обнажённой натуры, старается сделать это максимально натурально и естественно, так, чтобы вид героев картин не был похож на пошлость. Обнажённая натура в живописи — это далеко не изображение женщины без ничего, скорее — это образ женского начала, женской природы, её естества, натуральной красоты. На таких картинах, где женщина лишена тех вещей, что были созданы руками человека, она представляется чистой и телом и душой.
Борис Кустодиев — Русская Венера
Во-вторых, картины с женщинами в бане не воспринимаются зрителем, как нечто эротичное по той причине, что баня сама по себе подразумевает полное обнажение. В сознании и подсознании человека появляется некий образ бани, как места, где такой вид человека является самым естественным. Человек в одежде в бане смотрелся бы очень нелепо и вызывал бы яркий диссонанс в сознании, а вот обнажённый человек, который занимается мытьём в бане, — это так же натурально и естественно, как человек в рабочей одежде на заводе или как грибник с корзинкой в лесу.
А.М. Герасимов — Русская баня
Алексей и Сергей Ткачевы — Банный день
В. Тихов — В бане
Владимир А. Плотников — В бане
Е. М. Корнеев Русская баня
З.И. Летунов. Русские бани
Николай Иванович Фешин — Баня
Фирс Журавлев — Девичник в бане
Парная внутри печи
Слово «лазня» на украинском языке пошло от еще одного вида парной – это баня внутри печи. Печь имела большой размер, чтобы в нее можно было влезть. Печь протапливалась, в чугунах нагревалась вода, убирался жар и застилался пол соломой. После этого можно было залазить и мыться внутри печи.
Сейчас русская парная становится все более популярной среди молодежи. Довольно часто парную возводят рядом с бассейном или ставком, в котором находится прохладная вода. Ученые доказали, что старинная традиция прыгать распаренным в холодную воду или кататься в сугробах благотворно влияет на организм укрепляя его в целом, а также положительно влияет на иммунитет и сердце и укрепляет стенки сосудов, этот процесс хорошо виден на творении Николая Фешина «В бане» 1923 года.
После унылых трудовых будней русская парная — как раз то, что доктор прописал. Она рекомендована практически каждому. В баньке можно весело и комфортно провести вечер с друзьями, провести неформальную встречу или же насладиться приятными ароматами и оздоровиться в одиночку. Не зря даже в старину в бане устраивали девичник, как подсказывает нам Фирс Журавлев на своем творении «Девичник в бане» 1885 года.
Картины известных художников на тему русской парной
Как писал немецкий выдающийся ученый Олеарий, «русские держатся обычая мыться в парной , а потому в городах и поселках у них множество бань». Как мы и наблюдаем на фотографии Зинаиды Серебряковой «Баня».
«Грачи прилетели» Саврасова (1871 г.)
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.
Алексей Саврасов (1830—1897), как и Александр Иванов, совершил революцию. Но более узкоспециализированную. В области пейзажа.
Именно с работы «Грачи прилетели» началась эпоха пейзажа настроения.
Картина имеет один парадокс.
С одной стороны, пейзаж … скучный и монохромный. А что ещё можно ожидать от конца марта, да ещё в малоухоженной русской глубинке? Тут уж слякоть, серый цвет и обветшалость обеспечены.
Но каким-то волшебным образом нам все это кажется милым и душевным. Секрет — в тонком направлении зрителя к приятным эмоциям.
Ведь художник выбрал очень интересный момент: ещё холодно, но уже вот-вот придёт тепло. Это ощущение скорых перемен к лучшему нам и нравится.
Отсюда приятные ощущения, казалось бы, без повода. Просто он еле уловим.
С тех пор, как Саврасов создал своих «Грачей» в 1871 году, почти все русские пейзажи были именно такими — поэтичными и настроенческими.
О картине читайте в статье «Грачи прилетели: почему картина стала культовой»
«Бурлаки на Волге» Репина (1870—1873)
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870—1873 гг. Государственный Русский музей.
«Бурлаки на Волге» — главный шедевр Ильи Репина (1844—1930). Хотя создал художник его, когда ему не было и 30 лет.
Картина стала особенно популярной в советское время. Очень уж такой сюжет подходил под идеологию об угнетённых. Так что видели мы ее и в учебниках, и на спичечных коробках.
Помните, я рассказывала выше про революцию Александра Иванова? Он первым в русской живописи поставил в ряд обычных людей и наделил их разными эмоциями.
Так вот Репин все уроки Иванова усвоил. Но довёл реализм до абсолюта.
Позировали художнику реальные бурлаки. Мы знаем их имена и судьбы (то есть этим людям повезло: они вошли в историю).
Их внешний вид невероятно правдоподобен. Именно такой одежда и становится от многолетнего ношения и ходьбы по прибрежному бурелому.
В этом плане Иванов ещё был классицистом: хитоны его героев слишком чистые, как в витрине магазина.
Но не только оборванный вид бедняков заставляет нас им посочувствовать.
Художник ещё и пароход вдали нарисовал. Мол, уже двигатели изобрели, а все над людьми издеваются. Да, русские художники любили добавить вот это «Ах, как нехорошо».
Известные зарубежные пейзажисты
Хотя ландшафтная живопись долгое время не считалась отдельным жанром, практически в каждой стране есть великие художники, увековечивавшие красоту природы.
Леонардо да Винчи — настоящий гений эпохи Возрождения. «Пейзаж долины реки Арно» — самый ранний сохранившийся рисунок автора считается основоположником ландшафтной живописи. Хотя природа в то время присутствовала в полотнах многих мастеров, у Леонардо да Винчи впервые окружающая среда стала главным героем вместо фона, где разворачивается действие.
Тициан — знаменитый художник эпохи Ренессанса был известен универсальностью и мастерским изображением природы в религиозных сюжетах. Пример — картина Тициана «Орфей и Эвридика». Автор ввел для тех лет новую концепцию — оживил природный ландшафт светом так, что он больше не служил фоном для главных героев, а выступал отдельным персонажем.
Якоб Ван Рейсдал — великий голландский живописец, творивший в XVII веке, знаменит тем, что придал пейзажному искусству новое измерение, отобразив природу как метафору темных аспектов человеческой психологии. Простые лесные сцены были любимыми сюжетами пейзажиста, и он особенно известен вдохновенным изображением деревьев и облаков, что можно увидеть на полотне «Вид на Харлем с белеющими полями».
Клод Лоррен — французский художник XVII века воссоздавал пейзажи классических Греции и Рима. Лоррен был новатором в направлении, где главными действующими лицами выступали не люди или мифические герои, а элементы окружающей природы, как можно заметить на картине «Пасторальный пейзаж».
Жан-Батист-Камиль Коро — французский живописец XVIII века один из первых, кто начал работать на пленэре задолго до импрессионизма. Художник мастерски использовал естественный свет, делал наброски на природе и дорабатывал свои произведения в студии. «Воспоминания о Мортефонтене» до сих пор служит ученикам пособием по правильной прорисовке деталей.
Питер Брейгель Старший считался самым значительным художником XVI века в Нидерландах. Автор известен колоритными пейзажами и изображением сцен повседневной жизни крестьян и рабочих. Брейгель старший первым в Голландии перестал писать на библейские сюжеты и стал реалистом. Один из основных шедевров живописи автора — картина «Жатва».
Французский художник Клод Моне был основателем импрессионизма. Он руководил созданным им движением, отстаивал свои убеждения о правильном восприятии человеком природы. «Водяные лилии» — самая известная серия произведений Моне было описана как «Сикстинская капелла импрессионизма». Клод Моне считается одним из величайших мастеров во всем мире.
Винсент Ван Гог относится к постимпрессионистам. Мастер расширил течение добавлением ярких цветов, искажением форм и проекций. У Ван Гога была трудная жизнь, омраченная психическим заболеванием. Знаменитым художник стал уже после смерти. Его картина «Звездная ночь» признана шедевром современного искусства.
Поль Сезанн знаменит тем, что связал импрессионизм с кубизмом и оказал влияние на многих известных мастеров. Сезанн писал пейзажи хорошо знакомой ему местности. Автору не нужно было выезжать на пленэр. Многие картины являются игрой воображения и воспоминаниями о знакомых местах, как произведение изобразительного искусства «Тополя».
Хаяо Миядзаки — один из современных художников, создатель всемирно известных аниме. Но японский режиссер прославился также и великолепными яркими пейзажами, который сам пишет для своих мультфильмов. Это можно наблюдать, например, в аниме «Ходячий замок Хаула».
Подготовка
Лучше всего для бани выбрать день в неделю, когда вы это будете делать банные процедуры постоянно. Выбор дня зависит от характера работы и наличия самой бани. Одно дело, когда баня своя и вы пенсионеры, а другое дело — рабочие дни и общая баня. Но желательно баню посещать постоянно, так как у организма вырабатывается условный рефлекс на отделение старой кожи и потовыделение. Кроме этого, заядлые парильщики знают, что прогул даже одной недели сказывается на качестве парилки в следующий визит к баённому.
Перед походом в баню не следует много наедаться, но и нельзя быть голодным. Нежелательно париться, когда чувствуется сильная усталость, прогрессирует болезнь, есть общее недомогание. Хотя, с другой стороны, иногда лучше побыть в бане пассивно, полежать, отдохнуть, попить чай с травами, и то хорошо. Баня полезна круглый год и желательно не прекращать банные процедуры никогда. В бане обязательно рекомендуется в парной закрывать волосы специальными шапками, чтобы жаром не повредить луковицы волос и сами волосы.
Шишкин Иван Иванович (1832-1898)
— один из лучших пейзажистов России, закончил Академию художеств С-Пб с золотой медалью, затем обучался в Германии, где получил звание академика.
«Сосны.Солнечный день»(1890)
«У опушки лиственного леса»(1895)
«В сосновом лесу»
«Дубки»
«Дубовая роща»
«Дубы»(1887)
«Зима»
«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»(1872) — получила 1-ю премию на выставке Общества поощрения, сделала знаменитым художника
«Лесные дали»
«На севере диком.»
«Перед дождём»
«Рожь»(1878) — самая знаменитая картина со школьного учебника «Родная речь»
«Лесной ручей»
«Утро в сосновом лесу (Медведи)» 1889 — в соавторстве с Савицким К.А. (рисовал медведей) — самая известная детская картина с обёртки конфеты «Косолапый мишка»
Shishkin-There is the wild North-Шишкин-На севере диком.
1872-Shishkin-There is the mast forest-Шишкин-Сосновый бор. Мачтовый лес
Shishkin-It’s befor the rain-Шишки-Перед дождём
1889-Shishkin, Savistkij- It’s a morning in the pine forest Шишкин, Савицкий К-Утро в сосновом лесу (Медведи)
Shishkin-There is the oak birch -Шишкин Дубовая роща
Shishkin-It’s a rye-Шишкин Рожь
Shishkin-There are the forest distancies-Шишкин-Лесные дали
Shishkin-It’s a winter-Шишкин Зима Shishkin-It’s the forest strem-Шишкин-Лесной ручей
1880-Кramsroi-Shishkin-Портрет Шишкина.
1887-Shishkin -There are the oaks-Шишкин-Дубы
Shishkin-It’s the pine forest-Шишкин-В сосновом лесу
Банный корпус в Петергофе
Дворец Монплезир. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитекторы: Жан-Батист Леблон, Иоганн Браунштейн, Никола Мичетти, Бартоломео Растрелли. 1714–1723. Фотография: citywalls.ru
Банный корпус. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитектор Эдуард Ган. 1865–1866. Фотография: spbhi.ru
Банный корпус. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитектор Эдуард Ган. 1865–1866. Фотография: peterhofmuseum.ru
Банный корпус находится у восточного флигеля дворца Монплезир — на месте первой императорской бани в России. Деревянную мыльню на берегу Финского залива для Петра I построили в 1722 году. Там император парился, закидывая воду на раскаленные пушечные ядра, «пущал кровь» и принимал мокриц и толченых червей как лекарство.
При Елизавете Петровне баню разобрали. В 1748 году здесь возвели другой комплекс: снаружи деревянный, изнутри — пышно отделанный. Екатерина II в 1770-е годы устроила в бане восьмигранный бассейн с подъемным дном: из Финского залива поступала морская вода, а из фонтана с оловянной скульптурой «Мужичок с волынкой» Алессандро Мартелли — пресная.
В 1800 году деревянную мыльню перестроили в камне по проекту Джакомо Кваренги. «Мужичка» в бассейне сменила золотая колонна с шаром, из которого брызгали 101 дугообразная струя и фонтан-шутиха: еще 164 вертикальные струи ударяли посетителей снизу. В 1817 году в бане провели капремонт, и туда смогли приходить мыться даже те, кто не был близок ко двору, — ее стали называть «Мыльня для кавалеров и фрейлин».
В 1865–1866 годах флигель Мыльни решили перестроить — на его месте архитектор Эдуард Ган возвел новый Банный корпус для жены Александра II Марии Александровны, которая страдала болезнями легких и нуждалась в водолечебных процедурах, популярных в Европе. Здесь появились Паровая, Холодная ванна с душем, замаскированным под люстру с гроздьями винограда и цветами вьюнка, Теплая ванна с минеральными водами.
Сегодня Мыльня Кваренги, Банный корпус Гана, а также перестроенные Растрелли Ассамблейный зал, Кухня, Тафельдекерская, Кофишенская — это один большой музей «Банный корпус» Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Баня в живописи русских художников
Первые упоминания о банях в русских летописях зафиксированы в начале X века. Это были отнюдь не комфортабельные парные с комнатой отдыха и бассейном. Бани наших предков представляли собой деревянные срубы с печкой-каменкой и бадьёй прохладного кваса. Они как нельзя лучше показаны в живописи русских художников.
Строили бани обычно на берегу реки и вне зависимости от времени года ныряли в воду сразу после парилки.
В старину женщины мылись вместе с мужчинами, но в 1743 году был издан указ, который запрещал совместные гигиенические процедуры. Хотя деревенским жителям не было до него никакого дела.
Раньше существовал обычай: невеста перед свадьбой должна сходить в баню вместе с родственницами будущего супруга. Там они смотрели на неё и оценивали состояние здоровья и телосложение.
Считалось, что если девушка худая, то хорошего потомства она не родит.
В чём сила мытья? Конечно, в вениках! На Руси их собирали из ольхи, крапивы, полыни, берёзы и дуба.
Похлёстывание ветками по распаренной коже заменяют полноценный массаж, способствуют открытию пор и усиливают кровообращение.
Но главное — листья веника содержат летучие и эфирные вещества, которые оказывают фармацевтический эффект.
В старину баня считалась одним из самых лучших средств в борьбе с похмельным синдромом.
Наши предки не упускали ни одной возможности попариться в бане. В субботу и перед значимыми событиями проводили ритуал мытья, который не изменялся в течение многих веков.
После парной в обязательном порядке люди ныряли в реку или обливались прохладной водой, а затем вновь шли париться. Вместо мыла на Руси использовали растительную золу, в которой содержится большое количество щёлочи.
Россияне и по сей день чтят старинные традиции, ведь баня — неотъемлемая часть национальной культуры и народной духовности.
Картины для бани
Почему-то многие считают, что красивая картина должна украшать лишь гостиную, спальню или кухню, а другие помещения могут обойтись без этого предмета декора. Но ведь даже в обычной бане интересное полотно способно оживить помещение и стать модным элементом интерьера. Конечно, сюда нельзя помещать обычные полотна на холсте, написанные маслом и акварелью, которые от сырости моментально обретут плачевный вид. Изделия из стекла и пластика в парной или комнате отдыха смотрятся слишком неорганично. Есть специальная продукция, рассчитанная для влажной среды, способная долго радовать хозяев — прикольные картины для бани из древесины.
Картины для бани из дерева
- Объемные резные картины для бани. Подобный вид украшений для бань является самым популярным в народе. Резьбой создают, как различные картины, так и шуточные таблички с надписями в стиле «С легким паром!». Герои подобных произведений обычно не меняются – веселые дедушки с бокалами пива, крепкие деревенские девушки с соблазнительными формами, раки, самовары и другие вещи, намекающие нам на хороший отдых.
- Картины из бересты для бани. Береста – старинный материал для художественных творений, но работать с ней непросто, нужен талант и знания. Используется сразу несколько слоев древесины, которые покрывают художественной росписью и затем пропитывают защитными составами. Кстати, такие работы отлично подходят в качестве подарка на юбилей или новоселье, если у ваших друзей имеется личная баня, то лучшего сувенира для них не сыскать.
- Картины на тему бани из фанеры. Даже если у вас проблемы с резьбой по дереву, можно найти легкую альтернативу – выпиливание панно из фанеры. Ранее этому занятию учили школьников, и ничего сложного в этом занятии нет. Вырезаете заготовку из листа нужного формата, копируете на фанеру узор, и выпиливаете его аккуратно шилом, лобзиком, напильником или другим инструментом. Некоторые элементы можно создавать выжиганием, эффектно подчеркнув древесную фактуру.
Парная – это не только помещение для стирки или мытья, тело и душа здесь должны проходить очищение и оздоровление. Картины для бани помогают создавать нужную ауру, и отвлекаться от бытовых и производственных проблем за приятным чаепитием и беседами.
womanadvice.ru
Особенности русских парных
В последующем парная вошла в обиход и стала национальным символом, объединяющим за этим делом людей разного характера, профессии и вероисповедания. Художник Плотников В.А. на картине «В бане» 1898 года запечатлел этот момент. Многие другие знаменитые художники и артисты не прочь были попариться и омолодиться и душой, и телом. В современном обществе русская парная распространена в сельской местности, но в городах потихоньку развивается движение за здоровую жизнь, а вместе с ним и русские парные.
Как не упомянуть искусство массажа вениками? Искусство потому что мастерски орудовать этим предметом банного обихода надо еще уметь. Веники, как и раньше, применяют березовые, пихтовые, дубовые, липовые. Выбор во многом зависит от оздоровительного эффекта, который вы хотите получить. Нам известен оздоровительный природный эффект пара. Вместе с замечательным веничком да опытным банщиком время пролетит незаметно и полезно. Холст Алексея и Сергея Ткачевых «Семейная баня» 1982-83 годов передает всю красу и быт семьи. Видны все атрибуты для приятного провождения в бане.
Варианты русской бани
Как говорили предки, происходит очищение души и тела. Конечно, помогает во многом и природа наша матушка, как же без лекарственных растений и трав. Хорошо получилось изобразить истинно русскую деву после парилки у художника Плотников В.А. на картине «В бане» 1898 года.
Согласно исследованиям, парная выводит из организма:
- шлаки;
- лишнюю воду;
- токсины;
- забирает усталость и стресс.
Как показал Аркадий Пластов на картине «Весна» 1954 года, самой главной особенностью, которой обладает русская парная – это, конечно, сама конструкция. Испокон веков парную строили из сруба деревянного, что дает колоссальный эффект во время банного процесса. О нашей русской бане писали многие иностранные путешественники.
Традиционную русскую парную делят на три вида:
- по-черному
- по-белому;
- внутри печи.
Итоги
Для того, чтобы пройти минимальный набор оздоровительных процедур в русской бане, требуется не менее трёх часов. Баня – это целый ритуал. Иногда про баню говорят: «Пошёл помыться в баню» — это значит, говорит не парильщик. Иногда под настроение на баню может неспешно уйти до семи – восьми часов и только тогда начинаешь чувствовать, как тело становится невесомым и здоровым.
В завершение отметим, что в русской традиции баню использовали очень широко по многим событиям. Одно из мест применения бани в жизни русского человека – очистка от негативных черт характера, трансформация негативных качеств в положительные, но это уже другая история.
Владимир Хмелев